Кафедра экономической социологии и менеджмента

Назад к списку кафедр

Адрес: 119234 Россия, Москва, Ленинские горы, д.1., стр.33, МГУ, Социологический факультет, 5-й этаж, ауд.506
Телефон: +7 (495) 932-88-71
E-mail: socorgmen@yandex.ru


Барков Сергей Александрович - заведующий кафедрой, доктор социологических наук, профессор.

Список читаемых курсов:

Социология организаций
Основы менеджмента
Социологические аспекты маркетинговой деятельности
Глобализация и социальное управление
Социальное управление в информационном обществе
Современные проблемы социального управления
Государство и бизнес в эпоху глобализации
Менеджмент в эпоху постмодерна

Осеев Александр Александрович - доктор социологических наук, профессор.

Список читаемых курсов:

Экономическая социология
Социология и социальная психология потребления
Социология труда и предпринимательства
Управление деловой карьерой

Ксенофонтова Елена Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе.

Список читаемых курсов:

Организационное развитие и управление изменениями
Практикум по групповому и индивидуальному принятию решений
Современные технологии менеджмента
Стресс-менеджмент и управление конфликтами
Теория принятия решений
Управление проектами
Научно-исследовательский семинар

Колодезникова Инна Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент.

Список читаемых курсов:

Экономическая социология
Социология организаций
Основы цифровой социологии
Экономика
Основы проектной деятельности
Феномен конкуренции и его социально-экономические аспекты

Маркеева Анна Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, ответственный на кафедре по интеллектуальной системе тематического исследования научно-технической информации «Истина».
Список читаемых курсов:

Управление человеческими ресурсами
Актуальные проблемы и инструменты управления человеческими ресурсами
Социальные технологии в маркетинге
Современные механизмы управления социальными изменениями
Социология труда и предпринимательства
Экономическая социология
Социальные технологии

Свердликова Елена Альбертовна – кандидат философских наук, доцент, ответственная за проведение практики.

Список читаемых курсов:

Традиции и ценности российской деловой культуры
Социология организаций
Социальная политика и социальное партнёрство
Управление в культурно-досуговой сфере
Методы сбора социальной информации
Научно-исследовательский семинар

Юрасова Мария Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, ответственная за организацию работы с аспирантами

Список читаемых курсов:

Основы менеджмента (на английском языке)
Социальные основы инновационной деятельности
Социология организаций
Экономическая социология
Управлением качеством в социологии
Методы сбора социальной информации

Ковальчук Валерий Константинович – кандидат философских наук, доцент кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Список читаемых курсов:

Методика и методология социологических исследований
Научно-исследовательский семинар

Земляков Дмитрий Николаевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, работает на кафедре с марта 2021 года.

Список читаемых курсов:

Методика и методология социологических исследований
Социология организаций
Теоретические подходы к конструированию социологических исследований
Экономика
Социокультурные основы хозяйственной деятельности
Искусственный интеллект в социальном управлении

 

Липатова Мария Евгеньевна –младший научный сотрудник.

 

Вербицкая Анна Кирилловна - старший лаборант кафедры. Студентка вечернего отделения социологического факультета, направление подготовки: «Социология»

История кафедры

В июле 2016 года была образована кафедра экономической социологии и менеджмента, объединившая потенциал двух кафедр социологического факультета: кафедры социологии организаций и менеджмента и кафедры экономической социологии и маркетинга. Каждая из кафедр имела длинную плодотворную историю развития в рамках социологического факультета (обе кафедры входили в состав пяти старейших кафедр социологического факультета).

Основа кафедры экономической социологии и маркетинга была заложена в 1989 году с образованием кафедры социологии труда и трудовых коллективов. За более чем, двадцатипятилетнюю историю она пережила три реорганизации, которые были обусловлены, с одной стороны, динамичным изменением социологической науки на рубеже ХХ – ХХI веков, а с другой – были сопряжены с изменением политики социологического факультета по открытию новых специальностей, усовершенствованию действующих учебных планов и программ подготовки специалиста-социолога в ответ на изменения структуры спроса на рынке труда и рынке образовательных услуг России.

В момент своего создания кафедра социологии труда и трудовых коллективов под руководством первого заведующего кафедрой профессора Н. И. Дряхлова (1989–1996) объединила ведущих представителей научного сообщества с философского и экономического факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, занимавшихся проблематикой социально-трудовых отношений, что позволило ей внести значительный вклад в институционализацию социологии труда в России. Профессорско-преподавательским составом кафедры были разработаны и внедрены в учебный процесс основной курс по социологии труда, спецкурсы и спецсеминары, многие из которых востребованы до сих пор, были выпущены в свет одни из первых в России учебников и учебных пособий по социологии труда. Фактически в этот период были сформированы приоритетные для кафедры направления исследования в рамках социологии труда: отраслевое и региональное разделение труда, изучение профессий и профессиональной структуры общества, рынка труда и занятости, социально-трудовых отношений, трудовых конфликтов, трудового поведения и социальных механизмов его регуляции и др., которые коллектив кафедры развивает до сих пор. Следует отметить, что в настоящий момент данная проблематика не только не потеряла своей актуальности, а стала еще более востребованной в связи с модернизацией трудовой сферы в современных условиях.

Второе преобразование кафедры проводилось под руководством профессора А. С. Панкратова (1996 -2004) и было связано с объединением существующих в структуре социологического факультета кафедр экономической социологии и социологии труда в 1999 году и образованием единой кафедры экономической социологии и социологии труда. Такое объединение было вызвано становлением и развитием новой отрасли социологического знания – экономической социологии, которая в современных условиях в силу более широкого теоретического подхода интегрировала основные направления исследования, традиционно до этого относившиеся к социологии труда.

Реорганизация кафедры экономической социологии и социологии труда в этот период дала возможность ей стать одним из ведущих центров, занимающихся экономико-социологической проблематикой, внести вклад в развитие как теории и методологии экономической социологии, так и в разработку таких актуальных проблем, как исследование трансформации собственности в современной России и ее социально-экономических последствий, изучение неформальной экономики, влияния государства на развитие экономики и общества, как в развитых странах, так и в странах с транзитивной экономикой.

Третья реорганизация (в кафедру экономической социологии и маркетинга) проводилась под руководством доктора экономических наук, профессора Н.Р. Исправниковой (2004-2016) в 2005 году и была обусловлена несколькими факторами: необходимостью вдохнуть новый импульс в развитие кафедры, более полно использовать ее кадровый потенциал; во-вторых, стало следствием открытия на базе социологического факультета новой специальности – «маркетолог». В 2005 году коллектив кафедры принял участие в разработке и дальнейшей реализации учебного плана по специальности 061500 «Маркетинг». В период с 2005 по 2015 выпущено 6 выпусков маркетологов-специалистов. Начиная с сентября 2013 года, кафедра активно включилась в реализацию инновационной для российского рынка образования программы подготовки менеджеров с профилем «Маркетинг». Внедрение новых специальностей способствовало и тому, что коллектив кафедры в научном и учебно-методическом плане стал быстрее реагировать на существенное расширение поля своего базового направления - экономической социологии.

Решение о создании кафедры социологии организации в Московском государственном университете было принято летом 1991 года. Это структурное подразделение по тем временам было весьма необычным. Кафедра создавалась как российско-американская с четкой ориентацией на активное задействование иностранных специалистов в области исследования бизнеса и менеджмента. Со стороны университета инициатором ее создания выступил декан социологического факультета и одновременно проректор по гуманитарным факультетам Владимир Иванович Добреньков. Американскую строну представлял Стивен Райнсмит, широко известный в мире консультант по управлению, занимавший в перестроечные времена специальную должность в посольстве Соединенных Штатов по налаживанию гуманитарных связей между двумя странами. Именно он отвечал за программы обмена студентами, визиты деятелей науки и искусства.

Для окончательного урегулирования всех формальностей по созданию кафедры Райнсмит приехал сразу после провала ГКЧП. Он абсолютно верно подчеркивал, что, если бы путч удался, никой кафедры создано бы не было. Таким образом, кафедра явилась в определенной степени продуктом демократизации страны. Летом и в начала осени происходил отбор будущих сотрудников и налаживались связи с российскими специалистами в области организации и управления с целью привлечения их к чтению курсов и руководству научной работой студентов.

Той же осенью начал читаться основной курс кафедры «Социология организаций» для студентов IV курса социологического факультета. Основную часть курса читал видный консультант еще советского периода Аркадий Ильич Пригожин. При этом каждый месяц из США прилетал профессор для чтения одной лекции, проведения семинаров и консультирования студентов. Среди них были реальные «звезды» американской науки, в частности Роберт Нейсбит, прославившийся своей книгой «Мегатренды» и сумевший за один час очень точно охарактеризовать развитие компаний в ближайшие десятилетия. До сих пор многие его тезисы остаются актуальными и используются в виде некоторых аксиом в социологии организаций.

В ноябре-декабре 1991 года на кафедру официально были зачислены первые сотрудники. Почти сразу кафедра и ее курсы вызывали немалый интерес у студентов, в 1993 году состоялся первый выпуск студентов кафедры, в последующем выпуски постоянно расширялись.

Стивен Райнсмит постепенно стал отходить от дел и его место занял Сергей Ростиславович Филонович, сегодня один из наиболее ярких преподавателей менеджмента в стране, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. В то время он активно осваивал управленческие знания, будучи физиком по базовому образованию. Под его руководством завершился начальный этап институциолизации кафедры. В какие-то годы специализация студентов начиналась со второго курса, при этом на каждом году обучения читались спецкурсы и спецсеминары по профилю кафедры. На кафедру приходит работать классик отечественной социологии организаций Вячеслав Вячеславович Щербина, с ней активно сотрудничают Александр Александрович Сеитов, один из родоначальников советской «игротехники» Вячеслав Сергеевич Дудченко, Валерий Георгиевич Журавлев, начинает читать курс лекций Альберт Иванович Кравченко.

В эти годы кафедра окончательно теряет определение «российско-американская», а ее популярность среди студентов постоянно растет. Это было время, как теперь его определяют, «лихих 90-х», и повальное увлечение бизнесом затронуло практически всех молодых людей. Вера в знания в области менеджмента, в то, что эти знания будут реально востребованы на родине, привела к тому, что из выпускников кафедры только небольшое число выпускников кафедры мигрировало на Запад. Это разительно отличало социологов от студентов естественных факультетов и, например, филологов, где отъезд становился одним из самых популярных сценариев будущей жизни. В 1996 году кафедру возглавил Григорий Николаевич Бутырин. С его приходом начинался новый этап в развитии кафедры. Она, что называется, начинает расти «вглубь» и «вширь». Такое развитие было связано в первую очередь с открытием на социологическом факультете образовательной программы по подготовки менеджеров. Вначале в связи с направленностью факультета велась подготовка по специальности «Менеджмент в социальной сфере», затем в силу изменений общеобразовательных стандартов данная программа была преобразована в «Менеджмент организации» и просуществовала более десяти лет. Кафедра стала головной структурой в рамках подготовки менеджеров. Набор на это отделение неуклонно возрастал до 2006 года и едва не дотягивал до 200 человек в год, большая часть из которых специализировалась на кафедре. В это время преподавателями были подготовлены десятки новых курсов, каждый член кафедры начал руководить написанием десятков курсовых и дипломных работ.

Несомненной заслугой Г.Н.Бутырина в эти годы было создание теплой, неконфликтной и располагающей к работе атмосферы на кафедре. Кафедра быстро разрасталась, в нее вливались разные люди, и всем им было здесь уютно и хорошо. Первыми на кафедру пришли Сергей Сергеевич Слабов, Ольга Владимировна Гавриленко, Елена Альбертовна Свердликова и Мария Сергеевна Завалишина, которая в определенный период возглавляла подготовку менеджеров на факультете. Верными помощницами заведующего в учебной и научной работе стали Галина Борисовна Бороздина и Татьяна Михайловна Ширяева. Очень быстро и очень уверенно вписался в коллектив Владимир Юрьевич Резниченко. Несколько позднее на кафедре появились Мария Владимировна Юрасова и Елена Геннадьевна Ксенофонтова. Каждый преподаватель привнес с собой нечто особенное как в плане преподавания своего круга дисциплин, так и в плане общей научной дискуссии. Сегодня мы часто можем услышать призывы к многополярному миру, так вот примером многополярности в научной среде может быть кафедра социологии организаций и менеджмента начала 2000-х годов. Кстати, именно в этот период кафедра была «самым молодым» подразделением МГУ.

С ростом набора менеджеров в начала 2000-х годов коллектив кафедры постоянно расширялся. Молодой и энергичный Филипп Владимирович Малахов помогал с проведением семинаров множеству преподавателей, а затем стал читать свои собственные курсы. Наконец, недолгий период, уже в конце первого десятилетия нашего века на кафедре успешно работала Галина Васильевна Ильина. Большая нагрузка позволяла привлекать сюда преподавателей из других подразделений факультета. Так, с кафедры социологии семьи пришла Ольга Васильевна Дорохина, а с кафедры экономической социологии - Ирина Владимировна Пастухова и Маргарита Васильевна Калашникова.

Очень многих людей кафедра привлекала к сотрудничеству не на постоянной основе. В качестве «полставочников» и «почасовиков» на кафедре трудились Андрей Олегович Блинов, видный экономист, автор множества трудов по управлению персоналом, малому бизнесу и общим проблемам национальной экономики, и Юрий Дмитриевич Красовский, видный консультант по управлению и оригинальный методолог исследования проблем современных организаций. На протяжении многих лет спецкурсы и спецсеминары вел Владимир Александрович Рыжов.

Разные люди были объединены общим делом, колоссальный объем работы никогда не давал разрастаться разногласиям и взаимным претензиям. Это положительно сказывалось и на научной жизни. Кафедра социологии организаций никогда не погрязала в схоластических спорах, которые так часто преследуют определенные направления общественных наук в стране. Часть этих споров осталась от советского периода, когда трудно было анализировать реальные проблемы общества и ученые весь свой пыл растрачивали на дискуссии о понятиях и определениях. Другая часть возникла позже и давала повод многочисленным псевдо-аналитикам сказать свое «веское слово» в науке. В частности, на кафедре никогда не обсуждался предмет и метод социологии организаций. Всем было понятно, что если наука существует и востребована не только учеными, но и бизнес-сообществом, она имеет право на существование, и только ее поступательное развитие само по себе расставит все точки над «i» в вопросах размежевания границ с другими направлениями социологического и экономического знания.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов кафедра активно включилась в проведение прикладных социологических исследований. Значительная их часть была осуществлена по заказу Правительства Москвы. Были составлены социальные паспорта районов, проанализированы самые разные проблемы города, начиная от игорного бизнеса и заканчивая деятельностью самих органов власти (всего было произведено более 30 опросов). Многочисленные исследования проводились по заказам отдельных организаций. В этом ряду выделяются исследования общеизвестности товарных знаков – многие яркие бренды обозначили свою «полную легитимность» в России и мире именно благодаря труду сотрудников кафедры.

Кафедра социологии организаций и менеджмента просуществовала в Московском университете как самостоятельное подразделение ровно четверть века. В 2016 году произошло ее объединение с кафедрой экономической социологии и маркетинга под руководством заведующего кафедрой, доктора социологических наук, профессора Баркова С.А.

Кафедра получила новое название и новые приоритеты развития. Само объединения представляется весьма логичным в свете попыток снизить искусственные барьеры между смежными направлениями в науке и образовании. У объединенной структуры большой потенциал.

В учебной работе кафедра трансформирует наколенный опыт в условиях радикальных изменений учебных стандартов и планов, методических установок, а также формальных требований к обучению. На кафедре также успешно работает третья ступень современного высшего образования – аспирантура по социологии управления и экономической социологии. Существующая магистерская программа «Социальные технологии современного управления» в большей степени нацелена на подготовку компетентных в области социологи управленцев, то аспирантура ориентирована на исследовательские проекты в сфере социального управления и экономической социологии, на овладение всеми необходимыми навыками для эффективной реализации этих проектов как в научных и образовательных центрах, так и в аналитических структурах компаний и некоммерческих организаций.

Кафедра осуществляет активную издательскую деятельность. Фактически, каждый год выпускаются учебники, коллективные монографии, сборники программ курсов. Сегодня кафедральные издания охватывают значительную часть той проблематики социологии организаций, экономической социологии и менеджмента, которая включена в учебные курсы бакалавриата и магистратуры.

Объединенная кафедра экономической социологии и менеджмента будет способна разрабатывать широкий спектр образовательных программ, охватывающих экономическую, управленческую и социологическую проблематику. Таким же многопрофильным постепенно становится и “портфель” научных исследований. В настоящее время основной акцент в научной работе кафедры делается на изучении инновационных подходов к социальному управлению на корпоративном и государственном уровнях, в частности, на анализе современных методов управления человеческими ресурсами.

Перечень базовых и вариативных курсов, преподаваемых сотрудниками кафедры экономической социологии и менеджмента:

Направление подготовки - 39.04.01 «Социология» (уровень магистратура)

Магистерская программа
«Социальные технологии современного управления»

Теоретические подходы к конструированию социологического исследования
Современные проблемы социального управления
Организационное развитие и управление изменениями
Актуальные проблемы и инструменты управления человеческими ресурсами
Глобализация и социальное управление
Управление конфликтами и стресс-менеджмент
Социальные основы инновационной деятельности
Искусственный интеллект в социальном управлении
Социальное моделирование и социальное проектирование
Социальные технологии в маркетинге

Магистерская программа
«Системная аналитика и социоинженерная деятельность»

Теоретические подходы к конструированию социологического исследования
Социальное управление в информационном обществе
Социологические аспекты маркетинговой деятельности
Системное управление социальными проектами
Этика принятия управленческих решений
Системные риски при реализации социальных проектов и программ

Направление подготовки - 39.01.02 «Социология» (уровень бакалавриат)

Социология организаций
Экономическая социология
Социология труда и предпринимательства
Методика и методология социологического исследования
Социология и социальная психология потребления
Современные технологии управления организациями
Основы менеджмента
Современные механизмы управления социальными изменениями
Традиции и ценности российской деловой культуры
Сетевой и институциональный анализ экономического поведения
Феномен конкуренции и его социально-экономические аспекты
Социокультурные основы хозяйственной деятельности
Управлением качеством в социологии
Управление в культурно-досуговой сфере

Направление подготовки – 41.03.06 «Публичная политика и социальные науки (профиль - Экспертная деятельность в управлении социально-политическими проектами)» (уровень бакалавриат)

Методы сбора социальной информации
Основы менеджмента
Основы проектной деятельности
Социальное управление и устойчивое развитие
Теория принятия решений
Управление проектами
Управление человеческими ресурсами
Экономический анализ и процесс принятия экономических решений
Экспертиза государственных проектов в социальной сфере
Управление деловой карьерой
Организационные структуры самоуправления

Межфакультетские курсы

Государство и бизнес в глобальном обществе
Менеджмент в эпоху постмодерна

Сведения о публикациях

Монографии и учебники заведующего кафедрой:

  • Барков С.А. Социология организаций. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 18 п.л.
  • Барков С.А. Теория организации. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. – 3,75 п.л.
  • Барков С.А. Организация и рынок: противоборство или согласие? – М.: Изд-во МГУ, 2008 – 14,0
  • Барков С.А. Организация и рынок как формы экономической социальности. – М.: РГОТУПС, 2008. – 18,0 п.л.
  • Барков С.А. Информационное общество как синтез организационных и рыночных начал. – М.: АТиСО, 2009. – 14,8 п.л.
  • Барков С.А. Теория организации. Институциональный подход. – М.: КДУ, 2009. – 17,27 п.л.
  • Барков С.А. Управление персоналом. – М.: МИИТ, 2011. – 14,25 п.л.
  • Барков С.А., Зубков В.И. Социология Организаций. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 24,7 п.л.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Социология организаций. Издание 2-е переработанное и дополненное. — Юрайт Москва, 2015. — С. 414.
  • Барков С.А., Данильханов А.Х. Формы организации бизнеса. – М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2015. – 29,5 п.л.
  • Барков С. А., Денильханов А. Х. Формы организации бизнеса: монография.- 2-е. изд., перераб. и доп. — М.: У Никитских ворот, 2018. — 576 с.
  • Барков С. А., Амозова Л. Н. Корпоративная социальная ответственность. — Саратов: Амирит, 2019.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Монологи и диалоги о постмодерне и постмодернизме. — ИПО У Никитских ворот Москва, 2019. — 376с.

Кафедральные публикации за последние 5 лет:

  • Виртуальные русские и их экономические реалии: коллективная монография / под ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова, А.В. Маркеевой / С. А. Барков, В. И. Зубков, О. В. Гавриленко и др. — Издательство У Никитских ворот Москва, 2019. — 376 с.
  • Социология маркетинга: учебное пособие и практикум/ под ред. С.А. Баркова, В.И Зубкова, А.В. Маркеевой / С. А. Барков, О. В. Гавриленко, В. И. Зубков и др. — М.:У Никитских ворот, 2020. — 692 с.
  • Взаимоотношения организации и работников: тенденции, проблемы, решения : коллективная монография / под ред. Е. Г. Ксенофонтовой / Е. Г. Ксенофонтова, С. С. Слабов, С. А. Скосарев и др. — М.: МАКС Пресс, 2021. — 176 с.
  • Старшее поколение в постиндустриальных реалиях/ под общ. ред. Баркова С.А., Кузнецовой И.В., Маркеевой А.В / С. А. Барков, И. В. Колодезникова, Е. Г. Ксенофонтова и др. — М.:У Никитских ворот, 2022. —— 327 с.

Список публикаций сотрудников кафедры за последние 5 лет в ведущих научных журналах, индексируемых Web of Science, Scopus и/или входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК:

  • Барков С. А., Зубков В. И. О равнозначности познавательных систем: парадигма коммуникативного континуума // Коммуникология. — 2018. — Т. 6, № 3. — С. 15–33.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Метанарратив о свободе: мифология или наука? // Социология. — 2018. — № 3. — С. 3–13.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Метанарратив о демократии: мифология или наука? // Социология. — 2018. — № 4. — С. 3–19.
  • Барков С. А. Инновационная бюрократия // ЭКО. — 2018. — № 2. — С. 72–89.
  • Barkov S. A., Markeeva A. V., Gavrilenko O. V. Features of innovation bureaucracy (a Russia-based study) // Postmodern Openings. — 2018. — Vol. 9, no. 2. — P. 210–224
  • С. А. Барков, А. В. Маркеева, О. В. Гавриленко, Е. А. Свердликова Бедность и богатство: восприятие российских интернет-пользователей // ЭКО. — 2018. — № 3. — С. 82–101.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Метанарратив о прогрессе: мифология или наука? // Социология. — 2019. — № 1. — С. 3–16.
  • Барков С. А., Шарпф М. Институциональные контексты развития рынка труда в России и Германии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2019. — Т. 25, № 2. — С. 40–65
  • Барков С. А., Маркеева А. В. Дауншифтинг как постмодернизм в действии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2019. — № 4. — С. 288–308.
  • Barkov S. A., M. V. Rybakova, M. V. Vinichenko, Y. S. Ushakova et al.//Ecological problems of Russian cities on the views of young people / // Ekoloji. — 2019. — №. 107. — P. 5019–5026.
  • Барков С. А. От Энциклопедии до Википедии: трансформация социальной структуры знания в эпоху постмодерна/ // ЭКО. — 2020. — № 11. — С. 15–37.
  • Барков С. А., Ксенофонтова Е. Г. Молодые и возрастные работники на постиндустриальным рынке труда: противоборство или взаимодополнение? // Труд и социальные отношения. — 2020. — № 6. — С. 15–33.
  • Барков С.А., Дорохина О.В., Маркеева А.В., Максимов А.А. Династии и фамилии-бренды в политической сфере постиндустриального общества// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2020. — Т. 20, № 4. — С. 801–820
  • Barkov S.A ,M. V. Vinichenko, O. L. Сhulanova, M. V. Rybakova, et al.тThe impact of artificial intelligence on behavior of people in the labor market // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. — 2020. — Vol. 12, no. 04-Special Issue. — P. 526–532
  • Technologies of increasing education efficiency in indonesia: A comparative analysis / K. R. Taridi, Barkov S.A ,Y. J. Fitri, M. V. Vinichenko// Technology Reports of Kansai University. — 2020. — Vol. 62, no. 6. — P. 3007–3015.
  • Барков С. А., Романцева Е. Е. Вестник Проектный работник как новый тип личности// Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2021. — Т. 21, № 2. — С. 403–414.
  • Barkov S.A Vinichenko M.V., Rybakova M. V., Chulanova O. L.,.et al. Views on working with information in a semi-digital society: its possibility to develop as open innovation culture// Journal of open innovation: technology, market and complexity. — 2021. — Vol. 7, no. 2. — P. 160–169.
  • Barkov S. A. , Markeeva A. V. Young and aged employees in the Russian labour market: confrontation or complementarity?// Postmodern Openings, Vol. 12(1), 2021
  • Барков С.А. Социология как проект эпохи постмодерна// Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2021. — Т. 27, № 1. — С. 7-35. DOI: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-7-35
  • Барков С. А., Земляков Д. Н. Современная теория менеджмента — парадоксальный симбиоз психологии, социологии и риторики // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2021. — № 1. — С. 151–167.
  • С. А. Барков, И. В. Охотников Ю. А. Киреева, В. И. Шариков, Социально-экономические аспекты развития индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. — 2021. — Т. 15, № 9. — С. 350–356.
  • Барков С. А., Маркеева А. В., Колодезникова И. В. Трудоустройство людей в пожилом возрасте: социальные императивы и ограничения в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2022. — Т. 22, № 1. — С. 97–112
  • С. А. Барков, И. В. Колодезникова, Н. Л. Мысливец, С. Н. Щербинин Социальные практики и старение населения  // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2022. — Т. 28, № 1. — С. 164–192.
  • The impact of anti-democratic values on the deconsolidation of liberal democracy in western europe: an empirical analysis / R. T. Mukhaev, E. E. Prokopenko, S. A. Barkov et al. // CUESTIONES POLITICAS. — 2022. — Vol. 40, no. 72. — P. 785–798
  • Attractiveness of the megaproject labor market for metropolitan residents in the context of digitalization and the long-lasting covid-19 pandemic / S. A. Barkov, M. Vinichenko, A. Oseev et al. // INTERNATIONAL JOURNAL OF ADVANCED COMPUTER SCIENCE AND APPLICATIONS. — 2022. — Vol. 13, no. 9. — P. 916–921
  • Барков С. А., Зубков В. И. Высшее образование: непреодолимый институциональный разрыв с рынком труда // ЭКО. — 2022. — № 4. — С. 8–30
  • Земляков Д. Н. Национальная инновационная система: особенности формирования и реализации на макро-, мезо- и на микроэкономическом уровнях (о книге Ю.Б. Винслава Инновационное развитие экономики: проблемы государственного и корпоративного управления) // Российский экономический интернет-журнал. — 2021. — № 6. — С. 118–129
  • Ковальчук В. К. Малое предпринимательство в сельской местности (на примере Центрального федерального округа) // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2020. — № 3. — С. 31–36.
  • Ковальчук В. К. Социальный капитал как фактор развития современного общества в сельской местности // Социально-гуманитарные знания. — 2022. — № 5. — С. 50–54.
  • Ковальчук В. К. Социокультурные факторы как мотиватор миграции молодежи из сельской местности // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2022. — № 4(195). — С. 41–48.
  • Kolodeznikova I. V., Kuznetsova I. V., Pronchev G. B. Particularities of gender gap in the digital era // Astra Salvensis. — 2018. — Vol. 6. — P. 871–880.
  • Pronchev G. B., Kuznetsova I. V., Kolodeznikova I. V. Intellectual emigration from modern Russia // AD ALTA-JOURNAL OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH. — 2019. — Vol. 9, no. 1. — P. 13–16
  • Kolodeznikova I.V, Kanke V.A., Vachkova S.N., Vachkov I.V., Nurul M.Z., Simaeva E.P., Sedyakin V.P., Alpackiy D. Empirical analysis of strategic sociological theory and it’s interdisciplinary relations: A managerial and economic perspective // ​ Academy of Strategic Management Journal. — 2021. — Vol. 20, no. Special Issue 1. — P. 1939–6104–20–S1–664.
  • Кузнецова И. В. Человеческий капитал ядерной энергетики: вызовы цифровой эпохи // Вестник МИТУ-МАСИ. — 2018. — № 4. — С. 5–13.
  • Кузнецова И. В. Неформальность российского рынка труда // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2019. — Т. 25, № 2. — С. 116–132
  • Кузнецова И. В., Колодезникова И. В., Прончев Г. Б. Эмиграция высококвалифицированных специалистов из современной России (социологический анализ) // Образование и право. — 2019. — № 1. — С. 20–27
  • Kuznetsova I. V , M. V. Vinichenko, M. V. Rybakova, O. L. Сhulanova Using natural and artificial intelligence in the talent management// International Journal of Recent Technology and Engineering. — 2019. — Vol. 8, no. 3. — P. 7417–7423
  • Кузнецова И. В. Деньги и общество: социологический анализ // Социология. — 2020. — № 3. — С. 127–139.
  • I. V. Kuznetsova, I. Yurchenko, O. Zavyalova et al. Detection of international tension in the student environment // REVISTA CONRADO. — 2022. — no. 18. — P. 655–660. 
  • Кузнецова И. В. Институционализация наставничества в предпринимательских династиях // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2022. — Т. 28, № 2. — С. 137–165
  • Маркеева А. В., Калиновская К. В. Модернизация корпоративной социальной ответственности на различных этапах жизненного цикла организации // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12, № 11. — С. 1833–1854.
  • Markeeva A. V., Gavrilenko O. V. Future of platform economy: Digital platform as new economic actor and instance of social control // Postmodern Openings. — 2019. — Vol. 10, no. 3. — P. 117–134
  • Маркеева А. В., Гавриленко О. В. Цифровая платформа как новый экономический актор и новая инстанция социального контроля // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2019. — № 5. — С. 29–48.
  • Markeeva A. V., Gavrilenko O. V. Digital colonization: Development of digital platforms in the context of a pandemic // Postmodern Openings. — 2020. — Vol. 11, no. 1Supl2. — P. 65–73.
  • Markeeva A. V. Cause related marketing (crm) in banking sector (a russia-based study) // Espacios. — 2020. — Vol. 41, no. 5. — P. 12.
  • Маркеева А. В. Дискуссионные вопросы развития и применения геймификации в управления персоналом современной организации // Лидерство и менеджмент. — 2020. — Т. 7, № 3. — С. 439–458
  • Маркеева А. В., Колодезникова И. В. Технологии вовлечения пожилых людей в трудовую деятельность (обзор зарубежного опыта) // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 11. — С. 18–24
  • Маркеева А. В., Синяков А. В. Влияние новостного контента на межпоколенческие взаимодействия в современной России // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). — 2021. — № 87. — С. 158–169.
  • Markeeva A. V. Conceptualizing and key development factors of the sharing economy in contemporary environment // Postmodern Openings. — 2021. — Vol. 12, no. 3Sup1. — P. 94–112
  • Маркеева А. В. Продолжение работы на пенсии: взгляд российских пенсионеров // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — № 4. — С. 32–38
  • Маркеева А. В. Профессиональное обучение сотрудников старших возрастов в России: проблемы и перспективы // Информационное общество. — 2022. — № 3. — С. 49–60.
  • Осеев А.А., Осеев А.А. Нематериальные активы экономики: методологические и методические основы исследования личностных качеств руководителей и отбора кадров на государственную службу, персонала в сфере безопасности, руководителей промышленных предприятий. Оценка эмоциональной (не) устойчивости личности//Образование и право, №5, 2018
  • Oseev A., Dudueva F., Karacsony P., Vinichenko M.V., Makushkin S.A. The peculiarity of the ethno-social conflicts in the russian labor market: comparative analysis of Russia, great Britain and Germany// Espaclos— 2018. — Vol. 39, no. 22.
  • M. V. Vinichenko, O. L. Сhulanova, A. A. Oseev et al. Interaction of the higher education and key employer for the formation of the actual profile of the competences of graduates of engineering directions // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM )— 2018. — Vol. 8, no. 5. — P. 393–403.
  • Осеев А. А., Рудакова А. С. Материальные и нематериальные формы стимулирования труда персонала на высокотехнологичных предприятиях (на примере АО АВТОВАЗ) // Социология. — 2020. — № 3. — С. 148–161.
  • Oseev A. A., Matraeva Alena D., Rybakova Marina V., Vinichenko Mikhail V., Ljapunova Natalia V.Development of Creativity of Students in Higher Educational Institutions: Assessment of Students and Experts// Universal Journal of Educational Research, 2020, № 8 (1), с. 8-16 (Scopus)
  • Trust of the generation z in artificial intelligence in the assessment of historical events / M. V. Vinichenko, G. Y. Nikiporets-Takigawa, A. A. Oseev et al. // International Journal of Early Childhood. — 2022. — no. 14(1). — P. 326–334. 
  • Осеев А. А. Эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей: радикалистский тип социального действия (результаты прикладных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2022. — Т. 28, № 2
  • Осеев А. А. Социальные функции и социальный портрет пенсионеров в российском обществе. Пенсионеры - особая социальная группа, составляющая социальной целостности и носитель социальной организации общества // Социология. — 2022. — № 1. — С. 123–143.
  • Осеев А. А. Идеальные типы социального действия М. Вебера: утопия или реальность? Методология и методика исследований // Социология. — 2022. — № 3. — С. 125–148. 
  • Осеев А. А. Социальные функции и социальный портрет пенсионеров в российском обществе. Пенсионеры - особая социальная группа, составляющая социальной целостности и носитель социальной организации общества // Социология. — 2022. — № 1. — С. 123–143. 
  • Sverdlikova Е.A., Polyakova Al.G., Nesterenko J.N. A philosophical approach of the modernization process of Russian economy and economic institutions // Postmodern Openings. — 2018. — Vol. 9, no. 1. — P. 109–128.
  • Sverdlikova E. A. , E. M. Akhmetshin, R. H. Ilyasov et al. Promotion in emerging markets// European Research Studies Journal. — 2018. — no. 21(Special Issue 2). — P. 652–665.
  • I. Pinkovetskaia, A. Lebedev, E. Sverdlikova, M. Rozhkov Activity of medium and small enterprises modeling based on the entrepreneurial capital / // Espacios. — 2019. — Vol. 40, no. 28. — P. 1–16.
  • Polyakova A. G., Nesterenko J. N., Sverdlikova E. A. Meta-institutions as a product of institutional dynamics and institutional reformation // Postmodern Openings. — 2019. — Vol. 10, no. 2. — P. 138–154
  • Свердликова Е.А. Восприятие социальных и психологических аспектов безработицы в российском сегменте интернета// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. №2. –С.157-174
  • Свердликова Е. А., Полякова А. Г., Нестеренко Ю. Н. Модель устойчивости институционального реформирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 1-2. — С. 147–153.
  • Pinkovetskaia I., Lebedev A., Sverdlikova E. Purchases for corporate needs in russia’s regions in 2019 .// evista Perspectiva Empresarial. — 2021. — Vol. 8, no. 1. — P. 27–35 DOI: https://doi.org/10.16967/23898186.623
  • Pinkovetskaia, I.S., Arbeláez-Campillo, D.F., Rojas-Bahamón, M.J., Sverdlikova, E. Entrepreneurship for the elderly in Russia: situation and prospects //Аmazonia investiga. Volume 10 - Issue 39: 94-101 / March, 2021/ DOI: https://doi.org/10.34069/AI/2021.39.03.9
  • Свердликова Е.А., Макашин В.В., К. А. Чудакова, А. Л. Золкин, Антикризисное управление персоналом организации: проблемы и пути решения // Управленческий учет. — 2021. — Т. 8. — С. 180–186.
  • Свердликова Е.А., Д. А. Давыдова, Э. Ф. Амирова, А. Л. Золкин, Чистяков М.С. Методология обоснования целесообразности планомерного прироста населения сельских территорий // Управленческий учет. — 2021. — Т. 1, № 7. — С. 210–217.
  • Global constitutionalism as a social concept: socio-philosophical analysis of socio-historical conditions of genesis and evolution / V. V. Goncharov, N. V. Afanasev, E. A. Sverdlikova et al. // LAPLAGE EM REVISTA. — 2021. — no. 7 (Extra-A). — P. 369–379
  • Information system of the university's editorial and publishing complex: process models / M. S. Logachev, V. V. Kovaleva, K. K. Kuchmezov et al. // Revista EntreLínguas. — 2021. — Vol. 7, no. 5. — P. 984–994
  • Mobile augmented reality applications for solving tourism management tasks. i / A. Ghandour, A. Kintonova, N. Demidchik, E. Sverdlikova // International Journal of Web-Based Learning and Teaching Technologies. — 2021. — Vol. 16, no. 6. — P. 1–16.
  • Свердликова Е. А., Селезнева А. С. Стратегии карьеры самозанятых в постиндустриальном обществе // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2022. — Т. 28, № 1. — С. 193–204.

Назад к списку кафедр