Зарождение социологии в России

.

Идея о необходимости создания новой науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, стала распространяться в России примерно с середины XIX века. Тогда же вошло в обиход и название этой науки - «социология», данное ей О.Контом. До этого представления российской общественности об учении О.Конта и о социологии были поверхностными.

Знакомство образованных русских людей с трудами О.Конта осуществлялось несколькими путями. Часть интеллигенции сразу же после публикации во Франции шести томов «Курса позитивной философии», благодаря хорошему знанию французского языка, смогла ознакомиться с ними в оригинале. Кроме того, среди первых слушателей социологического курса О.Конта в Париже были русские ученые - Н.М.Сатин, Н.Г.Фролов, В.П.Боткин и другие. О своих впечатлениях они сообщили Н.П.Огареву, В.Г.Белинскому и А.И.Герцену.

Становление и развитие социологии в России

.

Первым свидетельством становления в России социологии как автономной научной дисциплины является появление в печати статей «Позитивизм и его задачи» (1868) и «Исторические письма» (1869) П.Л.Лаврова, и одновременно с ними работы Н.К. Михайловского «Что такое прогресс?» (1869). К этому же времени относится и публикации Н.И. Зибера, одного из основателей марксистского направления в русской социологии, а также выход в свет трудов А.И. Стронина, сторонника органицизма. Затем начинается регулярное издание в России социологической литературы.

Характер становления научной социологии в России предопределял ряд особенностей. Наиболее существенная из них заключалась в том, что, будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению собственной общественной мысли, она совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов.

На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали идеи французских просветителей (Ш.Монтескье, Ф.Вольтера, Д.Дидро, К.Сен-Симона), английских экономистов (А.Смита, Д.Рикардо) и немецких романтиков (Ф.Шеллинг). Затем, она испытала заметное влияние концепций виднейших зарубежных социологов - О.Конта, Г.Спенсера, Г.Зиммеля, М.Вебера, Э.Дюркгейма.

Институционализация социологии в России

.

Достижение социологической наукой зрелого состояния и появление профессиональных социологов являются результатом процесса институционализации социологического знания.

Под институционализацией обычно понимают процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Социальный институт представляет собой сравнительно высокоорганизованную социальную систему, отличающуюся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью и взаимозависимостью своих элементов, многообразием, гибкостью выполняемых задач.

Социология в СССР

.

После Первой мировой войны путь развития социологии в нашей стране существенно отличался от западного. Революции, свершившиеся в России в начале ХХ века, дали определенный «толчок» развитию отечественной социологической мысли. Выдающиеся российские философы и социологи значительное число своих работ посвятили анализу революционных потрясений, последствиям гражданской войны, особенностям становления советской власти.

Например, П.А. Сорокин с энтузиазмом воспринял февральскую революцию 1917 года. В газете «Воля народа» он практически ежедневно публиковал заметки, в которых резкой критике подвергал нерешительность нового буржуазного правительства, его «запаздывание» в решении насущных социальных проблем. Среди них: «Обязанности власти и обязанности гражданина», «Сущность и авторитет власти», «Интересы национальностей и единство государства», «Социализм и социальное равенство»[1].

Следует отметить, что многие выводы, к которым пришел известный ученый, весьма актуальны для современного этапа жизни российского общества.