Зарождение социологии в России

.

Идея о необходимости создания новой науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, стала распространяться в России примерно с середины XIX века. Тогда же вошло в обиход и название этой науки - «социология», данное ей О.Контом. До этого представления российской общественности об учении О.Конта и о социологии были поверхностными.

Знакомство образованных русских людей с трудами О.Конта осуществлялось несколькими путями. Часть интеллигенции сразу же после публикации во Франции шести томов «Курса позитивной философии», благодаря хорошему знанию французского языка, смогла ознакомиться с ними в оригинале. Кроме того, среди первых слушателей социологического курса О.Конта в Париже были русские ученые - Н.М.Сатин, Н.Г.Фролов, В.П.Боткин и другие. О своих впечатлениях они сообщили Н.П.Огареву, В.Г.Белинскому и А.И.Герцену.

Российский обществовед Валериан Майков (1823 - 1847) первым поведал российским читателям о концепции О.Конта еще при его жизни. В работе «Общественные науки в России» он поддержал идею О.Конта о необходимости создания новой науки об обществе, которую, при этом, называл по-разному: «философией общества», «общественной философией», «общей теорией общественной жизни», но не «социологией». Людей, которые будут ее развивать, В.Майков именовал «социалистами», что стало одной из причин негативного отношения к ней со стороны российских властей.

Среди русской интеллигенции интерес к позитивизму и к учению О.Конта рос довольно быстро. Термин «социология» постепенно приобрел популярность, и не только в научных кругах. Как отмечал выдающийся российский обществовед Н.И. Кареев, «...название «социология» сделалось даже до известной степени модным в литературном и общественном обиходе, получив, благодаря этому, крайне неопределенный характер»[1]. «…Очень часто появлялись сборники статей, называвшиеся «Социологическими очерками» или «Этюдами», хотя название это было употребляемо совсем некстати в виду их настоящего содержания»[2].

Однако строгая цензура, имевшая место в России после революционных событийв странах Западной Европы, стала помехой дальнейшему распространению зарубежных социологических учений. Так, царское правительство запретило выписывать зарубежные издания без предварительного согласования с цензорами, отменило командировки русских ученых в Европу, а также изъяло из государственных библиотек сочинения О.Конта.

Тем не менее, на рубеже 60-70-х годов XIX столетия в России стали появляться оригинальные труды отечественных ученых, основанные на прнименении принципов и понятий социологической доктрины О.Конта. Таким образом, русская социология была не моложе социологии в других странах[3].



Автор - профессор Н.Г. Осипова




[1] Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 365.
[2] Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 126.
[3] Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 351 - 352.