Кафедра социологии организаций и менеджмента

Назад к списку кафедр

Телефон кафедры: 8-495-932-88-71


Барков Сергей Александрович - заведующий кафедрой, доктор социологических наук.

Список читаемых курсов:

Социология организаций
Основы менеджмента
Основы организации бизнеса
Организация международного бизнеса
Социальное управление в эпоху постмодерна
Государство и бизнес как институты глобального общества

Юрасова Мария Владимировна - заместитель заведующего кафедрой по научной работе, кандидат социологических наук, доцент.

Список читаемых курсов:

Социология управления
Управление качеством
Менеджмент в социальной сфере
Маркетинговые коммуникации

Ксенофонтова Елена Геннадьевна - заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент.

Список читаемых курсов:

Управление изменениями в организации
Эффективность деятельности корпораций, подразделений и сотрудников
Принятие управленческих решений - теория и практика
Управление проектами
Руководство и лидерство в организации
Логистика

Пастухова Ирина Владимировна - кандидат социологических наук, доцент.

Список читаемых курсов:

Социология организаций
История управленческой мысли
Управление человеческими ресурсами в современных корпорациях

Свердликова Елена Альбертовна – ответственная за проведение практики. Кандидат философских наук, доцент.

Список читаемых курсов: 

Этика бизнеса
Традиции и ценности российской деловой культуры
Логистика
Менеджмент в культурно-досуговой сфере
Исследование систем управления

Маркеева Анна Валерьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии организаций и менеджмента.

Список читаемых курсов:
Социальная статистика
Маркетинговые исследования
Поведение потребителя
Корпоративная социальная ответственность

История кафедры

Летом 1991 года в Московском государственном университете было принято решение о создании кафедры социологии организаций. Это структурное подразделение по тем временам было весьма необычным. Кафедра создавалась как российско-американская с четкой ориентацией на активное задействование иностранных специалистов в области исследования бизнеса и менеджмента. Со стороны университета инициатором ее создания выступил декан социологического факультета и одновременно проректор по гуманитарным факультетам Владимир Иванович Добреньков. Американскую строну представлял Стивен Райнсмит, широко известный в мире консультант по управлению, занимавший в перестроечные времена специальную должность в посольстве Соединенных Штатов по налаживанию гуманитарных связей между двумя странами. Именно он отвечал за программы обмена студентами, визиты деятелей науки и искусства.

Для окончательного урегулирования всех формальностей по созданию кафедры Райнсмит приехал сразу после провала ГКЧП. Он абсолютно верно подчеркивал, что, если бы путч удался, никой кафедры создано бы не было. Таким образом, кафедра явилась в определенной степени продуктом демократизации страны. Летом и в начала осени происходил отбор будущих сотрудников и налаживались связи с российскими специалистами в области организации и управления с целью привлечения их к чтению курсов и руководству научной работой студентов.

Той же осенью начал читаться основной курс кафедры «Социология организаций» для студентов IV курса социологического факультета. Основную часть курса читал видный консультант еще советского периода Аркадий Ильич Пригожин. При этом каждый месяц из США прилетал профессор для чтения одной лекции, проведения семинаров и консультирования студентов. Среди них были реальные «звезды» американской науки, в частности Роберт Нейсбит, прославившийся своей книгой «Мегатренды» и сумевший за один час очень точно охарактеризовать развитие компаний в ближайшие десятилетия. До сих пор многие его тезисы остаются актуальными и используются в виде некоторых аксиом в социологии организаций.

В ноябре-декабре 1991 года на кафедру официально были зачислены первые сотрудники. Почти сразу кафедра и ее курсы вызывали немалый интерес у студентов, в 1993 году состоялся первый выпуск студентов кафедры, в последующем выпуски постоянно расширялись. В какие-то годы даже приходилось сдерживать наплыв желающих специализироваться в области социологии организаций и управления, чтобы, что называется, «не отнимать хлеб» у других кафедр.

Стивен Райнсмит постепенно стал отходить от дел и его место занял Сергей Ростиславович Филонович, сегодня один из наиболее ярких преподавателей менеджмента в стране, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. В то время он активно осваивал управленческие знания, будучи физиком по базовому образованию. Под его руководством завершился начальный этап институциолизации кафедры. В какие-то годы специализация студентов начиналась со второго курса, при этом на каждом году обучения читались спецкурсы и спецсеминары по профилю кафедры. На кафедру приходит работать классик отечественной социологии организаций Вячеслав Вячеславович Щербина, с ней активно сотрудничают Александр Александрович Сеитов, один из родоначальников советской «игротехники» Вячеслав Сергеевич Дудченко, Валерий Георгиевич Журавлев, начинает читать курс лекций Альберт Иванович Кравченко.

В эти годы кафедра окончательно теряет определение «российско-американская», а ее популярность среди студентов постоянно растет. Это было время, как теперь его определяют, «лихих 90-х», и повальное увлечение бизнесом затронуло практически всех молодых людей. Вера в знания в области менеджмента, в то, что эти знания будут реально востребованы на родине, привела к тому, что из выпускников кафедры только небольшое число выпускников кафедры мигрировало на Запад. Это разительно отличало социологов от студентов естественных факультетов и, например, филологов, где отъезд становился одним из самых популярных сценариев будущей жизни. В 1996 году кафедру возглавил Григорий Николаевич Бутырин. С его приходом начинался новый этап в развитии кафедры. Она, что называется, начинает расти «вглубь» и «вширь». Такое развитие было связано в первую очередь с открытием на социологическом факультете образовательной программы по подготовки менеджеров. Вначале в связи с направленностью факультета велась подготовка по специальности «Менеджмент в социальной сфере», затем в силу изменений общеобразовательных стандартов и списков специальностей данная программа была преобразована в «Менеджмент организации» и просуществовала более десяти лет. Кафедра стала головной структурой в рамках подготовки менеджеров. Набор на это отделение неуклонно возрастал до 2006 года и едва не дотягивал до 200 человек в год, большая часть из которых специализировалась на кафедре. В это время преподавателями были подготовлены десятки новых курсов, каждый член кафедры начал руководить написанием десятков курсовых и дипломных работ.

Несомненной заслугой Г.Н.Бутырина в эти годы было создание теплой, неконфликтной и располагающей к работе атмосферы на кафедре. Кафедра быстро разрасталась, в нее вливались разные люди, и всем им было здесь уютно и хорошо. Первыми на кафедру пришли Сергей Сергеевич Слабов, Ольга Владимировна Гавриленко, Елена Альбертовна Свердликова и Мария Сергеевна Завалишина, которая в определенный период возглавляла подготовку менеджеров на факультете. Верными помощницами заведующего в учебной и научной работе стали Галина Борисовна Бороздина и Татьяна Михайловна Ширяева. Очень быстро и очень уверенно вписался в коллектив Владимир Юрьевич Резниченко. Несколько позднее на кафедре появились Мария Владимировна Юрасова и Елена Геннадьевна Ксенофонтова. Каждый преподаватель привнес с собой нечто особенное как в плане преподавания своего круга дисциплин, так и в плане общей научной дискуссии. Сегодня мы часто можем услышать призывы к многополярному миру, так вот примером многополярности в научной среде может быть кафедра социологии организаций и менеджмента начала 2000-х годов. Кстати, именно в этот период кафедра была «самым молодым» подразделением МГУ.

С ростом набора менеджеров в начала 2000-х годов коллектив кафедры постоянно расширялся. Молодой и энергичный Филипп Владимирович Малахов помогал с проведением семинаров множеству преподавателей, а затем стал читать свои собственные курсы. Наконец, недолгий период, уже в конце первого десятилетия нашего века на кафедре успешно работала Галина Васильевна Ильина. Большая нагрузка позволяла привлекать сюда преподавателей из других подразделений факультета. Так, с кафедры социологии семьи пришла Ольга Васильевна Дорохина, а с кафедры экономической социологии - Ирина Владимировна Пастухова и Маргарита Васильевна Калашникова.

Очень многих людей кафедра привлекала к сотрудничеству не на постоянной основе. В качестве «полставочников» и «почасовиков» на кафедре трудились Андрей Олегович Блинов, видный экономист, автор множества трудов по управлению персоналом, малому бизнесу и общим проблемам национальной экономики, и Юрий Дмитриевич Красовский, видный консультант по управлению и оригинальный методолог исследования проблем современных организаций. На протяжении многих лет спецкурсы и спецсеминары вел Владимир Александрович Рыжов.

Разные люди были объединены общим делом, колоссальный объем работы никогда не давал разрастаться разногласиям и взаимным претензиям. Это положительно сказывалось и на научной жизни. Кафедра социологии организаций никогда не погрязала в схоластических спорах, которые так часто преследуют определенные направления общественных наук в стране. Часть этих споров осталась от советского периода, когда трудно было анализировать реальные проблемы общества и ученые весь свой пыл растрачивали на дискуссии о понятиях и определениях. Другая часть возникла позже и давала повод многочисленным псевдо-аналитикам сказать свое «веское слово» в науке. В частности, на кафедре никогда не обсуждался предмет и метод социологии организаций. Всем было понятно, что если наука существует и востребована не только учеными, но и бизнес-сообществом, она имеет право на существование, и только ее поступательное развитие само по себе расставит все точки над «i» в вопросах размежевания границ с другими направлениями социологического и экономического знания.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов кафедра активно включилась в проведение прикладных социологических исследований. Значительная их часть была осуществлена по заказу Правительства Москвы. Были составлены социальные паспорта районов, проанализированы самые разные проблемы города, начиная от игорного бизнеса и заканчивая деятельностью самих органов власти (всего было произведено более 30 опросов). Многочисленные исследования проводились по заказам отдельных организаций. В этом ряду выделяются исследования общеизвестности товарных знаков – многие яркие бренды обозначили свою «полную легитимность» в России и мире именно благодаря труду сотрудников кафедры.

В настоящее время основной акцент в научной работе кафедры делается на изучении инновационных подходов к социальному управлению на корпоративном и государственном уровнях, в частности, на анализе современных методов управления человеческими ресурсами. В учебной работе кафедра трансформирует наколенный опыт в условиях радикальных изменений учебных стандартов и планов, методических установок, а также формальных требований к обучению. Сотрудниками кафедры выпущен ряд книг, освящающих развитие организаций и менеджмента в постиндустриальном обществе. Особое внимание уделяется исследованию взаимосвязи и взаимодействия искусства и бизнеса как специфических сфер творческой деятельности людей в эпоху постмодерна.


За прошедшие годы кафедрой подготовлено и выпущено около 1000 студентов. Аспирантами и соискателями защищено более 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

Учеными кафедры при участии аспирантов и студентов выполнено более 40 тем по заданиям Правительства Москвы, Министерства обороны РФ и ФСБ. Результаты большинства выполненных тем представлены на сайте мэрии и изданы в информационных публикациях по 1000 экземпляров, направляемых в административные округа и районные Управы. Основными темами таких исследований были:

  • проблемы безопасности жизнедеятельности в г. Москве;
  • информированность населения о деятельности органов власти г. Москвы;
  • отношение москвичей к городским займам и ипотечному кредитованию;
  • исследование системы обеспечения льготных категорий граждан лекарствами;
  • согласование интересов инвесторов и населения при комплексной реконструкции кварталов старой застройки;
  • отношение населения Москвы к игорному бизнесу;
  • состояние выполнения программы Правительства Москвы «Целевая диспансеризация на 2002 – 2004г.г. и о вакцинации против инфекционных заболеваний»;
  • экологическое состояние Москвы в оценках населения;
  • отношение жителей Москвы к возобновлению мюзикла «Норд-Ост»;

Монографии и учебники заведующего кафедрой:

  • Барков С.А. Социология организаций. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 18 п.л.
  • Барков С.А. Теория организации. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. – 3,75 п.л.
  • Барков С.А. Организация и рынок: противоборство или согласие? – М.: Изд-во МГУ, 2008 – 14,0
  • Барков С.А. Организация и рынок как формы экономической социальности. – М.: РГОТУПС, 2008. – 18,0 п.л.
  • Барков С.А. Информационное общество как синтез организационных и рыночных начал. – М.: АТиСО, 2009. – 14,8 п.л.
  • Барков С.А. Теория организации. Институциональный подход. – М.: КДУ, 2009. – 17,27 п.л.
  • Барков С.А. Управление персоналом. – М.: МИИТ, 2011. – 14,25 п.л.
  • Барков С.А., Зубков В.И. Социология Организаций. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 24,7 п.л.
  • Барков С.А., Данильханов А.Х. Формы организации бизнеса. – М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2015. – 29,5 п.л.

Кафедральные публикации:

Список публикаций сотрудников кафедры за последние 5 лет в ведущих научных журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК:

  • Барков С.А., Дорохина О.В. Политическая история семейственности// Родина. – 2010, №8. – 0,8 п.л.
  • Барков С.А. Социально-демографические аспекты распространения инноваций. – 2010, №2. – 0,4 п.л.
  • Барков С.А., Дорохина О.В. Семейственность как социально-управленческая категория: исторический аспект// Социология. – 2010, №3. – 1,2 п.л.
  • Барков С.А., Ху Бо Социальные аспекты управления жизненным циклом инновации (на примере сотовой связи в КНР)// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010, №1. – 0,5 п.л.
  • Барков С.А., Дорохина О.В. Семейственность как социально-управленческая категория: исторический аспект// Социология. - №3, 2010. – 0,9/0,45 п.л.
  • Барков С.А. Инновации и социальная иерархия: диалектика взаимодействия// Вестник Московского университета, Серия18 – Социология и политология. – 2011, №4. – 1,0 п.л.
  • Барков С.А., Го Сяндун Взаимосвязь жизненных циклов семьи и семейного бизнеса// Народонаселение. – 2012, №1. – 0,5/ 0,25 п.л.
  • Барков С.А., Дорохина О.В. Тоталитаризм и ритуалы// Родина. – 2013, №12. – 1,2 п.л.
  • Барков С.А., Дорохина О.В. Семейный бизнес в XXI веке: социальные детерминанты развития// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014, №4. – 0,6 п.л.
  • Барков С.А. Социальное неравенство и проблема принципала-агента// Вестник Московского университета, Серия18 – Социология и политология. – 2014, №2. – 0,9 п.л.
  • Ксенофонтова Е., Пехова Н. Социология компетентности и модель компетенций как области научного и практического интереса // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2014, № 1. - с. 194-206.  
  • Маркеева А.В. Проблемы становления и перспективы развития  вирусного маркетинга в России// Российское предпринимательство. — 2011, № 5 Вып. 1 (183). — c. 72-78. http://www.creativeconomy.ru/articles/11683/
  • Маркеева А.В. Современные подходы к определению потребительского опыта// European Social Science Journal =Европейский журнал социальных наук. – 2011, № 3, с.378-385.
  • Маркеева А.В.Риски маркетинговых программ, основанных на социально-значимой проблеме// Российское предпринимательство. — 2012, №7 (205)— c. 44-48.
  • Маркеева А.В  К вопросу об определении социального маркетинга// European Social Science Journal =Европейский журнал социальных наук. – 2012,№7.
  • Маркеева А.В. Виртуальные антикоррупционные сообщества: особенности формирования и выполняемые функции [Текст] // European Social Science Journal =Европейский журнал социальных наук. – 2013, №9 (36) Том.3 С. 484-492.
  • Маркеева А.В. Развитие краудсорсинговых проектов в российских компаниях //Глобальный научный потенциал. – 2014, № 8(41). С.121- 128.
  • Маркеева А.В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России// Креативная экономика. – 2014, №9(93). С.139-150.
  • Свредликова Е.А. Идеология равенства и социокультурный контекст развития экономики России// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015, №1. – 0,8 п.л.
  • Юрасова М.В. Специфика применения научных подходов в исследовании систем управления // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010, № 3, с. 190-204.
  • Юрасова М.В. Современные подходы к управлению качеством // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2011, № 1, с. 112-125.
  • Юрасова М.В.Системы измерения качества подготовки выпускников в вузах России // Известия Юго-Западного государственного университета. (Старое название - Известия Курского государственного технического университета). - 2012, том 1, № 2 (41), с. 163-169.
  • Юрасова М.В. Проективные сценарии общественного устройства в сознании будущих обществоведов России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012, № 1, с. 155-169.
  • Юрасова М.В. История развития технологий управленческого консультирования в России: востребованность нового прочтения //Вестник МГИМО-Университета. - 2012, № 3 (24), с. 162-169.
  • Юрасова М.В. Оценки систем качества подготовки выпускников в вузах России // Вестник Московского университета. Серия 20. - 2013, № 1, с. 55-66.
  • Судас Л., Юрасова М. Быть или не быть учёным?! // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). — 2013, № 41. — С. 260–278.
  • Юрасова М.В. Интегрированные системы исследований качества (качество исследований и исследование качества) // Вестник Московского университета Серия 18 Социология и политология. — 2014, № 1. - 0,8 п.л.