Кафедра экономической социологии и менеджмента

Назад к списку кафедр

Адрес: 119234 Россия, Москва, Ленинские горы, д.1., стр.33, МГУ, Социологический факультет, 5-й этаж, ауд.506
Телефон: +7 (495) 932-88-71
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Барков Сергей Александрович - заведующий кафедрой, доктор социологических наук, профессор.

Список читаемых курсов:

Социология организаций
Основы менеджмента (на англ.языке)
Основы организации бизнеса
Организация международного бизнеса
Теория организаций
Глобализация и социальное управление
Планирование и прогнозирование в бизнесе
Современные проблемы социального управления
Социальное управление в эпоху постмодерна
Государство и бизнес как институты глобального общества

Осеев Александр Александрович - доктор социологических наук, профессор.

Список читаемых курсов:

Экономическая социология
Экономика и социология труда
Социология и социальная психология потребления
Социология труда и предпринимательства
Маркетинговые исследования

Ксенофонтова Елена Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе.

Список читаемых курсов:

Методы принятия управленческих решений
Управление проектами
История управленческой мысли
Современные технологии менеджмента
Социология организаций
Современные проблемы управления человеческими ресурсами
Стресс-менеджмент и управление конфликтами
Организационное развитие и управление изменениями

Колодезникова Инна Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент.

Список читаемых курсов:

Маркетинг
Управление маркетингом
Планирование и прогнозирование в бизнесе
Экономика фирмы
Продвижение брендов и бренд-менеджмент
Маркетинг взаимоотношений
Бенчмаркинг и конкурентная разведка
Конкуренция в структуре экономического поведения

Кузнецова Ирина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент.

Список читаемых курсов:

Экономика
Экономическая социология
Предпринимательство
Ценообразование в маркетинге
Управленческий учёт
Финансовый учет

Маркеева Анна Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, ответственный на кафедре по интеллектуальной системе тематического исследования научно-технической информации «Истина».

Список читаемых курсов:

Управление человеческими ресурсами
Актуальные проблемы и инструменты управления человеческими ресурсами
Социальные технологии в маркетинге
Корпоративная социальная ответственность
Современные механизмы управления социальными изменениями
«Революция» (Human Hacking) в постиндустриальной организации: управленческие и маркетинговые технологии
Управление поведением потребителя: миф или реальность
Теория и практика управления человеческими ресурсами
Маркетинговые исследования
Поведение потребителей
Социология труда и предпринимательства
Социологические основы маркетинга

Свердликова Елена Альбертовна – кандидат философских наук, доцент, ответственная за проведение практики.

Список читаемых курсов: 

Этика бизнеса
Традиции и ценности российской деловой культуры
Логистика
Менеджмент в культурно-досуговой сфере
Исследование систем управления
Социология организаций
Социальная политика и социальное партнёрство

Юрасова Мария Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, ответственная за организацию работы с аспирантами по профилям (направленностям) – Социология управления; Экономическая социология и демография.

Список читаемых курсов:

Социология управления
Управление качеством
Основы менеджмента (на английском языке)
Маркетинговые коммуникации
Инновационный менеджмент
Социальные основы инновационной деятельности
Социальное моделирование и социальное проектирование
Медиапланирование
Ведет семинарские занятия по всем читаемым курсам, а также по «Социологии организаций» и «Экономической социологии» и др.

Селезнева Алёна – старший лаборант кафедры.

 

История кафедры

В июле 2016 года была образована кафедра экономической социологии и менеджмента, объединившая потенциал двух кафедр социологического факультета: кафедры социологии организаций и менеджмента и кафедры экономической социологии и маркетинга. Каждая из кафедр имела длинную плодотворную историю развития в рамках социологического факультета (обе кафедры входили в состав пяти старейших кафедр социологического факультета).

Основа кафедры экономической социологии и маркетинга была заложена в 1989 году с образованием кафедры социологии труда и трудовых коллективов. За более чем, двадцатипятилетнюю историю она пережила три реорганизации, которые были обусловлены, с одной стороны, динамичным изменением социологической науки на рубеже ХХ – ХХI веков, а с другой – были сопряжены с изменением политики социологического факультета по открытию новых специальностей, усовершенствованию действующих учебных планов и программ подготовки специалиста-социолога в ответ на изменения структуры спроса на рынке труда и рынке образовательных услуг России.

В момент своего создания кафедра социологии труда и трудовых коллективов под руководством первого заведующего кафедрой профессора Н. И. Дряхлова (1989–1996) объединила ведущих представителей научного сообщества с философского и экономического факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, занимавшихся проблематикой социально-трудовых отношений, что позволило ей внести значительный вклад в институционализацию социологии труда в России. Профессорско-преподавательским составом кафедры были разработаны и внедрены в учебный процесс основной курс по социологии труда, спецкурсы и спецсеминары, многие из которых востребованы до сих пор, были выпущены в свет одни из первых в России учебников и учебных пособий по социологии труда. Фактически в этот период были сформированы приоритетные для кафедры направления исследования в рамках социологии труда: отраслевое и региональное разделение труда, изучение профессий и профессиональной структуры общества, рынка труда и занятости, социально-трудовых отношений, трудовых конфликтов, трудового поведения и социальных механизмов его регуляции и др., которые коллектив кафедры развивает до сих пор. Следует отметить, что в настоящий момент данная проблематика не только не потеряла своей актуальности, а стала еще более востребованной в связи с модернизацией трудовой сферы в современных условиях.

Второе преобразование кафедры проводилось под руководством профессора А. С. Панкратова (1996 -2004) и было связано с объединением существующих в структуре социологического факультета кафедр экономической социологии и социологии труда в 1999 году и образованием единой кафедры экономической социологии и социологии труда. Такое объединение было вызвано становлением и развитием новой отрасли социологического знания – экономической социологии, которая в современных условиях в силу более широкого теоретического подхода интегрировала основные направления исследования, традиционно до этого относившиеся к социологии труда.

Реорганизация кафедры экономической социологии и социологии труда в этот период дала возможность ей стать одним из ведущих центров, занимающихся экономико-социологической проблематикой, внести вклад в развитие как теории и методологии экономической социологии, так и в разработку таких актуальных проблем, как исследование трансформации собственности в современной России и ее социально-экономических последствий, изучение неформальной экономики, влияния государства на развитие экономики и общества, как в развитых странах, так и в странах с транзитивной экономикой.

Третья реорганизация (в кафедру экономической социологии и маркетинга) проводилась под руководством доктора экономических наук, профессора Н.Р. Исправниковой (2004-2016) в 2005 году и была обусловлена несколькими факторами: необходимостью вдохнуть новый импульс в развитие кафедры, более полно использовать ее кадровый потенциал; во-вторых, стало следствием открытия на базе социологического факультета новой специальности – «маркетолог». В 2005 году коллектив кафедры принял участие в разработке и дальнейшей реализации учебного плана по специальности 061500 «Маркетинг». В период с 2005 по 2015 выпущено 6 выпусков маркетологов-специалистов. Начиная с сентября 2013 года, кафедра активно включилась в реализацию инновационной для российского рынка образования программы подготовки менеджеров с профилем «Маркетинг». Внедрение новых специальностей способствовало и тому, что коллектив кафедры в научном и учебно-методическом плане стал быстрее реагировать на существенное расширение поля своего базового направления - экономической социологии.

Решение о создании кафедры социологии организации в Московском государственном университете было принято летом 1991 года. Это структурное подразделение по тем временам было весьма необычным. Кафедра создавалась как российско-американская с четкой ориентацией на активное задействование иностранных специалистов в области исследования бизнеса и менеджмента. Со стороны университета инициатором ее создания выступил декан социологического факультета и одновременно проректор по гуманитарным факультетам Владимир Иванович Добреньков. Американскую строну представлял Стивен Райнсмит, широко известный в мире консультант по управлению, занимавший в перестроечные времена специальную должность в посольстве Соединенных Штатов по налаживанию гуманитарных связей между двумя странами. Именно он отвечал за программы обмена студентами, визиты деятелей науки и искусства.

Для окончательного урегулирования всех формальностей по созданию кафедры Райнсмит приехал сразу после провала ГКЧП. Он абсолютно верно подчеркивал, что, если бы путч удался, никой кафедры создано бы не было. Таким образом, кафедра явилась в определенной степени продуктом демократизации страны. Летом и в начала осени происходил отбор будущих сотрудников и налаживались связи с российскими специалистами в области организации и управления с целью привлечения их к чтению курсов и руководству научной работой студентов.

Той же осенью начал читаться основной курс кафедры «Социология организаций» для студентов IV курса социологического факультета. Основную часть курса читал видный консультант еще советского периода Аркадий Ильич Пригожин. При этом каждый месяц из США прилетал профессор для чтения одной лекции, проведения семинаров и консультирования студентов. Среди них были реальные «звезды» американской науки, в частности Роберт Нейсбит, прославившийся своей книгой «Мегатренды» и сумевший за один час очень точно охарактеризовать развитие компаний в ближайшие десятилетия. До сих пор многие его тезисы остаются актуальными и используются в виде некоторых аксиом в социологии организаций.

В ноябре-декабре 1991 года на кафедру официально были зачислены первые сотрудники. Почти сразу кафедра и ее курсы вызывали немалый интерес у студентов, в 1993 году состоялся первый выпуск студентов кафедры, в последующем выпуски постоянно расширялись.

Стивен Райнсмит постепенно стал отходить от дел и его место занял Сергей Ростиславович Филонович, сегодня один из наиболее ярких преподавателей менеджмента в стране, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. В то время он активно осваивал управленческие знания, будучи физиком по базовому образованию. Под его руководством завершился начальный этап институциолизации кафедры. В какие-то годы специализация студентов начиналась со второго курса, при этом на каждом году обучения читались спецкурсы и спецсеминары по профилю кафедры. На кафедру приходит работать классик отечественной социологии организаций Вячеслав Вячеславович Щербина, с ней активно сотрудничают Александр Александрович Сеитов, один из родоначальников советской «игротехники» Вячеслав Сергеевич Дудченко, Валерий Георгиевич Журавлев, начинает читать курс лекций Альберт Иванович Кравченко.

В эти годы кафедра окончательно теряет определение «российско-американская», а ее популярность среди студентов постоянно растет. Это было время, как теперь его определяют, «лихих 90-х», и повальное увлечение бизнесом затронуло практически всех молодых людей. Вера в знания в области менеджмента, в то, что эти знания будут реально востребованы на родине, привела к тому, что из выпускников кафедры только небольшое число выпускников кафедры мигрировало на Запад. Это разительно отличало социологов от студентов естественных факультетов и, например, филологов, где отъезд становился одним из самых популярных сценариев будущей жизни. В 1996 году кафедру возглавил Григорий Николаевич Бутырин. С его приходом начинался новый этап в развитии кафедры. Она, что называется, начинает расти «вглубь» и «вширь». Такое развитие было связано в первую очередь с открытием на социологическом факультете образовательной программы по подготовки менеджеров. Вначале в связи с направленностью факультета велась подготовка по специальности «Менеджмент в социальной сфере», затем в силу изменений общеобразовательных стандартов данная программа была преобразована в «Менеджмент организации» и просуществовала более десяти лет. Кафедра стала головной структурой в рамках подготовки менеджеров. Набор на это отделение неуклонно возрастал до 2006 года и едва не дотягивал до 200 человек в год, большая часть из которых специализировалась на кафедре. В это время преподавателями были подготовлены десятки новых курсов, каждый член кафедры начал руководить написанием десятков курсовых и дипломных работ.

Несомненной заслугой Г.Н.Бутырина в эти годы было создание теплой, неконфликтной и располагающей к работе атмосферы на кафедре. Кафедра быстро разрасталась, в нее вливались разные люди, и всем им было здесь уютно и хорошо. Первыми на кафедру пришли Сергей Сергеевич Слабов, Ольга Владимировна Гавриленко, Елена Альбертовна Свердликова и Мария Сергеевна Завалишина, которая в определенный период возглавляла подготовку менеджеров на факультете. Верными помощницами заведующего в учебной и научной работе стали Галина Борисовна Бороздина и Татьяна Михайловна Ширяева. Очень быстро и очень уверенно вписался в коллектив Владимир Юрьевич Резниченко. Несколько позднее на кафедре появились Мария Владимировна Юрасова и Елена Геннадьевна Ксенофонтова. Каждый преподаватель привнес с собой нечто особенное как в плане преподавания своего круга дисциплин, так и в плане общей научной дискуссии. Сегодня мы часто можем услышать призывы к многополярному миру, так вот примером многополярности в научной среде может быть кафедра социологии организаций и менеджмента начала 2000-х годов. Кстати, именно в этот период кафедра была «самым молодым» подразделением МГУ.

С ростом набора менеджеров в начала 2000-х годов коллектив кафедры постоянно расширялся. Молодой и энергичный Филипп Владимирович Малахов помогал с проведением семинаров множеству преподавателей, а затем стал читать свои собственные курсы. Наконец, недолгий период, уже в конце первого десятилетия нашего века на кафедре успешно работала Галина Васильевна Ильина. Большая нагрузка позволяла привлекать сюда преподавателей из других подразделений факультета. Так, с кафедры социологии семьи пришла Ольга Васильевна Дорохина, а с кафедры экономической социологии - Ирина Владимировна Пастухова и Маргарита Васильевна Калашникова.

Очень многих людей кафедра привлекала к сотрудничеству не на постоянной основе. В качестве «полставочников» и «почасовиков» на кафедре трудились Андрей Олегович Блинов, видный экономист, автор множества трудов по управлению персоналом, малому бизнесу и общим проблемам национальной экономики, и Юрий Дмитриевич Красовский, видный консультант по управлению и оригинальный методолог исследования проблем современных организаций. На протяжении многих лет спецкурсы и спецсеминары вел Владимир Александрович Рыжов.

Разные люди были объединены общим делом, колоссальный объем работы никогда не давал разрастаться разногласиям и взаимным претензиям. Это положительно сказывалось и на научной жизни. Кафедра социологии организаций никогда не погрязала в схоластических спорах, которые так часто преследуют определенные направления общественных наук в стране. Часть этих споров осталась от советского периода, когда трудно было анализировать реальные проблемы общества и ученые весь свой пыл растрачивали на дискуссии о понятиях и определениях. Другая часть возникла позже и давала повод многочисленным псевдо-аналитикам сказать свое «веское слово» в науке. В частности, на кафедре никогда не обсуждался предмет и метод социологии организаций. Всем было понятно, что если наука существует и востребована не только учеными, но и бизнес-сообществом, она имеет право на существование, и только ее поступательное развитие само по себе расставит все точки над «i» в вопросах размежевания границ с другими направлениями социологического и экономического знания.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов кафедра активно включилась в проведение прикладных социологических исследований. Значительная их часть была осуществлена по заказу Правительства Москвы. Были составлены социальные паспорта районов, проанализированы самые разные проблемы города, начиная от игорного бизнеса и заканчивая деятельностью самих органов власти (всего было произведено более 30 опросов). Многочисленные исследования проводились по заказам отдельных организаций. В этом ряду выделяются исследования общеизвестности товарных знаков – многие яркие бренды обозначили свою «полную легитимность» в России и мире именно благодаря труду сотрудников кафедры.

Кафедра социологии организаций и менеджмента просуществовала в Московском университете как самостоятельное подразделение ровно четверть века. В 2016 году произошло ее объединение с кафедрой экономической социологии и маркетинга под руководством заведующего кафедрой, доктора социологических наук, профессора Баркова С.А.

Кафедра получила новое название и новые приоритеты развития. Само объединения представляется весьма логичным в свете попыток снизить искусственные барьеры между смежными направлениями в науке и образовании. У объединенной структуры большой потенциал.

В учебной работе кафедра трансформирует наколенный опыт в условиях радикальных изменений учебных стандартов и планов, методических установок, а также формальных требований к обучению. На кафедре также успешно работает третья ступень современного высшего образования – аспирантура по социологии управления и экономической социологии. Существующая магистерская программа «Социальные технологии современного управления» в большей степени нацелена на подготовку компетентных в области социологи управленцев, то аспирантура ориентирована на исследовательские проекты в сфере социального управления и экономической социологии, на овладение всеми необходимыми навыками для эффективной реализации этих проектов как в научных и образовательных центрах, так и в аналитических структурах компаний и некоммерческих организаций.

Кафедра осуществляет активную издательскую деятельность. Фактически, каждый год выпускаются учебники, коллективные монографии, сборники программ курсов. Сегодня кафедральные издания охватывают значительную часть той проблематики социологии организаций, экономической социологии и менеджмента, которая включена в учебные курсы бакалавриата и магистратуры.

Объединенная кафедра экономической социологии и менеджмента будет способна разрабатывать широкий спектр образовательных программ, охватывающих экономическую, управленческую и социологическую проблематику. Таким же многопрофильным постепенно становится и “портфель” научных исследований. В настоящее время основной акцент в научной работе кафедры делается на изучении инновационных подходов к социальному управлению на корпоративном и государственном уровнях, в частности, на анализе современных методов управления человеческими ресурсами.

Сведения о публикациях

Монографии и учебники заведующего кафедрой:

  • Барков С.А. Социология организаций. – М.: Изд-во МГУ, 2004.- 18 п.л.
  • Барков С.А. Теория организации. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. – 3,75 п.л.
  • Барков С.А. Организация и рынок: противоборство или согласие? – М.: Изд-во МГУ, 2008 – 14,0
  • Барков С.А. Организация и рынок как формы экономической социальности. – М.: РГОТУПС, 2008. – 18,0 п.л.
  • Барков С.А. Информационное общество как синтез организационных и рыночных начал. – М.: АТиСО, 2009. – 14,8 п.л.
  • Барков С.А. Теория организации. Институциональный подход. – М.: КДУ, 2009. – 17,27 п.л.
  • Барков С.А. Управление персоналом. – М.: МИИТ, 2011. – 14,25 п.л.
  • Барков С.А., Зубков В.И. Социология Организаций. – М.: ЮРАЙТ, 2013. – 24,7 п.л.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Социология организаций. Издание 2-е переработанное и дополненное. — Юрайт Москва, 2015. — С. 414.
  • Барков С.А., Данильханов А.Х. Формы организации бизнеса. – М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2015. – 29,5 п.л.

Кафедральные публикации за последние 5 лет:

  • Трансформация общества и проблемы управления: Коллективная монография./ Под ред. С.А. Баркова, В.И.Зубкова. - М. : Новый ключ, 2012. – 7 п.л.
  • Бизнес в литературе: социологический анализ/ Под ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова. – М.: Академический проект, 2014. – 16 п.л.
  • Организационное поведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. С.А. Баркова, - М.: ЮРАЙТ, 2015. – 37 п.л.
  • Управление человеческими ресурсами. В 2-х ч. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Амозова, С. А. Барков, Г. Б. Бороздина и др. — ООО "Издательство Юрайт" г. Москва, 2016. — С. 428.
  • Методические рекомендации по формированию разделов основной образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 «Социологические науки» (на примере направленности (профиля) – «Социология управления»). Учебно-методическое пособие. / Коллектив авторов — М.: ИД «КДУ», 2016. — 264 стр.
  • Cоциология, социальные технологии и управление: Сборник рабочих программ дисциплин по направлению подготовки 39.04.01 — Социология (уровень магистратуры) / С. А. Барков, О. В. Гавриленко, Е. Г. Ксенофонтова и др. — ИД "Книжный дом Университет" Москва, 2016. — С. 364.

Список публикаций сотрудников кафедры за последние 5 лет в ведущих научных журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК:

  • Барков С.А., Го Сяндун Взаимосвязь жизненных циклов семьи и семейного бизнеса// Народонаселение. – 2012, №1. – 0,5/ 0,25 п.л.
  • Барков С.А., Дорохина О.В. Тоталитаризм и ритуалы// Родина. – 2013, №12. – 1,2 п.л.
  • Барков С.А., Дорохина О.В. Семейный бизнес в XXI веке: социальные детерминанты развития// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014, №4. – 0,6 п.л.
  • Барков С.А. Социальное неравенство и проблема принципала-агента// Вестник Московского университета, Серия18 – Социология и политология. – 2014, №2. – 0,9 п.л.
  • Барков С. А. Исторические метаморфозы потребления как социально-экономического феномена // Политика и общество. — 2015. — № 7. — С. 811–828.
  • Барков С. А., Носуленко С. В. "Облачные технологии" как этап развития информационного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2015. — № 2. — С. 16–24.
  • Барков С. А., Зубков В. И. Постмодернизм и гносеологический пессимизм: социальные и научные противоречия // Социодинамика. — 2016. — № 11.
  • The infrastructure of innovation activity of russian companies / S. A. Barkov, L. S. Valinurova, T. A. Zhuravleva et al. // Ecology, Environment and Conservation. — 2016. — no. Vol.22. — P. 21–23.
  • Барков С. А., Дорохина О. В. Объединение компаний как социальный процесс: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2017. — Т. 23, № 2. — С. 27–48.
  • Барков С. А. 25 лет –это много или мало? Кафедра социологии организаций и менеджмента в Московском университета // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2017. — Т. 23, № 2. — С. 4–26.
  • Колодезникова И. В., Кузнецова И. В. " Покупательское поведение россиян в условиях экономического спада" // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2017. — № 2.
  • Колодезникова И. В., Кузнецова И. В. Значение сетевого контента при формировании взаимоотношений в социальных медиа // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2017. — № 3. — С. 221–226.
  • Колодезникова И. В., Кузнецова И. В. "Влияние экономического кризиса на покупательское поведение российских потребителей" // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2016. — № 3. — С. 83–98.
  • Колодезникова И. В. Формирование кадрового обеспечения импортозамещения в России( на примере машиностроения и ОПК) // Экономист. — 2016. — № 9
  • Ксенофонтова Е., Пехова Н. Социология компетентности и модель компетенций как области научного и практического интереса // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2014, № 1. - с. 194-206.
  • Ксенофонтова Е. Г. Лидерство как стремление или Исторические тенденции понимания феномена лидерства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2016. — Т. 16, № 2. — С. 142–153.
  • Ксенофонтова Е. Г. Современные концепции эффективного лидерства в организациях: общее и особенное // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2017. — Т. 23, № 2. — С. 49–72.
  • Кузнецова И. В. Социальное предпринимательство с точки зрения науки и практики // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2013. — № 23. — С. 113–117.
  • Маркеева А.В.Риски маркетинговых программ, основанных на социально-значимой проблеме// Российское предпринимательство. — 2012, №7 (205)— c. 44-48.
  • Маркеева А.В К вопросу об определении социального маркетинга// European Social Science Journal =Европейский журнал социальных наук. – 2012,№7.
  • Маркеева А.В. Виртуальные антикоррупционные сообщества: особенности формирования и выполняемые функции // European Social Science Journal =Европейский журнал социальных наук. – 2013, №9 (36) Том.3 С. 484-492.
  • Маркеева А.В. Развитие краудсорсинговых проектов в российских компаниях //Глобальный научный потенциал. – 2014, № 8(41). С.121- 128.
  • Маркеева А.В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России// Креативная экономика. – 2014, №9(93). С.139-150.
  • Вершинина И. А., Маркеева А. В. Трансформация рынка труда глобальных городов и ее социальные последствия // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). — 2015. — № 14. — С. 27–32.
  • Маркеева А. В. Лайфлоггинг (lifelogging): направления использования и социальные последствия развития цифровых архивов персональных данных //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2015. — № 7 (52). — С. 123–138.
  • Маркеева А. В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16, № 12. — С. 1924–1936.
  • Маркеева А. В., Гавриленко О. В. Культура и практики управления: модернизация vs сохранения национальной идентичности (на примере восточных деловых культур) // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 10-3 (75-3). — С. 114–121.
  • Маркеева А. В. Интернет вещей (iot): возможности и угрозы для современных организаций // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 2. — С. 42–46.
  • Гавриленко О. В., Маркеева А. В. Трансформация потребительских практик: новые сценарии потребительского поведения и способы организации торговых пространств // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2017. — № 2. — С. 73–91.
  • Маркеева А.В. Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития // Инновации. — 2017. — № 08(226). — С. 73–80.
  • Осеев А. А. Личностные качества персонала занятого в сфере безопасности // Социология. — 2012. — № 1. — С. 130–147.
  • Осеев А. А. Личностные качества командного состава спецназ (20 лет спустя) // Социология. — 2013. — № 1. — С. 134–143.
  • Осеев А. А. Социальная напряженность и социальные конфликты в российском обществе: предпосылки, стадии развития и индикаторы // Социальная политика и социология. — 2014. — Т. 1, № 4 (105). — С. 69–83.
  • Осеев А. А. Социальное неравенство как фактор социальной напряженности // Социология. — 2014. — № 2. — С. 176–182.
  • Осеев А. А., Дудуева Ф. А. Особенность этно-социальных конфликтов на российском рынке труда: отношение к иммигрантам в России и Великобритании – сравнительный анализ // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2015. — № 4.
  • Осеев А. А. Методологические основы исследования личностных качеств руководителей и отбора кандидатов на вакантные должности на государственную службу, персонала в сфере безопасности, руководителей промышленных предприятий // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2015. — № 3. — С. 144–159.
  • Осеев А. А., Осеев А. А. Эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей: аффективный тип социального действия М.Вебера (результаты прикладных исследований // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2016. — № 2.
  • Осеев А. А. Латентные формы конфликта и интенсивность стресса в социально-трудовых отношениях // Социология. — 2017. — № 1. — С. 54–64.
  • Осеев А. А., Пыстогова Е. А. "Эффективность деятельности социальных институтов как показатель качества жизни населения России" // Социология. — 2017. — № 3. — С. 132–143.
  • Свердликова Е.А. Идеология равенства и социокультурный контекст развития экономики России// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015, №1. – 0,8 п.л.
  • Свердликова Е. А., Тагибова А. А. Российская модель экономики и бизнеса в сравнении западными и восточно-азиатскими (конфуцианскими) моделями // Теоретическая и прикладная экономика. — 2017. — № 4. — С. 1–19.
  • Свердликова Е. А. Традиции российского бизнеса и корпоративный патриотизм // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2017. — Т. 2, № 23. — С. 95–115.
  • Свердликова Е. А., Тагибова А. А. Динамика ценностей российской деловой культуры // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2016. — № 2. — С. 226–241.
  • Свердликова Е. А., Тагибова А. Изучение ценностей российской деловой культуры // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2016. — № 3(146). — С. 37–43.
  • Юрасова М.В. Системы измерения качества подготовки выпускников в вузах России // Известия Юго-Западного государственного университета. (Старое название - Известия Курского государственного технического университета). - 2012, том 1, № 2 (41), с. 163-169.
  • Юрасова М.В. Проективные сценарии общественного устройства в сознании будущих обществоведов России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012, № 1, с. 155-169.
  • Юрасова М.В. История развития технологий управленческого консультирования в России: востребованность нового прочтения //Вестник МГИМО-Университета. - 2012, № 3 (24), с. 162-169.
  • Юрасова М.В. Оценки систем качества подготовки выпускников в вузах России // Вестник Московского университета. Серия 20. - 2013, № 1, с. 55-66.
  • Судас Л., Юрасова М. Быть или не быть учёным?! // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). — 2013, № 41. — С. 260–278.
  • Юрасова М.В. Интегрированные системы исследований качества (качество исследований и исследование качества) // Вестник Московского университета Серия 18 Социология и политология. — 2014, № 1. - 0,8 п.л.
  • Юрасова М. В. Разработка критериев эффективности программ дополнительного профессионального образования в вузах России // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2015. — № 2. — С. 72–92.
  • Юрасова М. В. Проблемы качества эмпирических исследований // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2016. — № 11. — С. 260–265.
  • Юрасова М. В. Новый уровень качества управления: модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). — 2016. — № 59. — С. 91–112.
  • Юрасова М. В. Проблемы измерения современного менеджмента // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2016. — № 1. — С. 139–155.
  • Юрасова М. В. Рейтинг как инструмент измерения успеха: "за" и "против" // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2017. — Т. 23, № 2. — С. 137–164.