• Курсы
  • ДОД22
  • index.php/научная-жизнь/сорокинские-чтения/1066-хiv-sorokinskie-3
  • index.php/все-новости/964-2021-02-20_dp
Презентация факультетеа 2022
Faculty Presentation 2022
Универсиада «Ломоносов» по социологии
Подготовительные курсы

Институционализация социологии в России

Достижение социологической наукой зрелого состояния и появление профессиональных социологов являются результатом процесса институционализации социологического знания.

Под институционализацией обычно понимают процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Социальный институт представляет собой сравнительно высокоорганизованную социальную систему, отличающуюся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью и взаимозависимостью своих элементов, многообразием, гибкостью выполняемых задач.

Превращение какой-либо сферы человеческой деятельности, в том числе, и науки, в устойчивую и самодостаточную систему, называется процессом институционализации. Выражение «институционализация социологии» предполагает, что научная деятельность, в том числе, социологическая, строится на основе, при контроле и с помощью ряда институтов, которые есть только в науке и нигде более[1].

Важнейшим элементом процесса институционализации социологии является формирование особой инфраструктуры, призванной обеспечить воспроизведение и трансляцию социологического знания посредством:

1) создания системы социологического образования и научных учреждений;

2) развития специализированной печати;

3) формирования профессиональных научных сообществ, с присущими им разделением труда, формами обмена научной информацией и нормами профессиональной этики;

4) проведения социологических исследований, с выработкой общепринятых критериев выбора проблемы исследования и оценки его результатов.

Таким образом, институционализация социологии - это такое развитие данной науки, которое предполагает вхождение в ее систему высшего образования в виде специальных кафедр и факультетов, создание системы научно-исследовательских центров; издание научных журналов, монографий и сборников; организацию различных форм общения между социологами - учреждение профессиональных ассоциаций с целью проведения конференций и семинаров для общения ученых и преподавателей, обмена передовым опытом и технологиями, обсуждения новых результатов и открытий.

По сравнению со странами Западной Европы и США, процесс институционализации социологии в России имел существенные отличия.

Главная особенность институционализации социологии в России заключалась в том, что, несмотря на то, что во второй половине XIX - начале XX вв. социология в ней получила достаточно широкое распространение, она не была признана на государственном уровне и соответственно, не была представлена в университетах в качестве учебной дисциплины.

Социологии как самостоятельной учебной дисциплине пришлось очень долго и с большим трудом «пробиваться» в российские университеты. При этом большую роль в развитии отечественной социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии «открылись» российскому студенчеству именно через юридические и исторические факультеты.

Такие профессора высших учебных заведений как С.А. Муромцев (1850-1910), Ю.С. Гамбаров (1850-1926), М.М .Ковалевский (1851-1916), Н.М. Коркунов (1853-1904), В.М. Хвостов (1868-1920), Л.И. Петражицкий (1867-1931), Б.А. Кистяковский (1868-1920), Е.В. Спекторский (1875-1951) насыщали социологическим материалом свои лекционные курсы.

В 1877 г. профессором Киевского университета И.В. Лучицким было организовано чтение курса лекций о О.Конте и Г.Спенсере на дому. Данный факт привлек внимание общественности к вопросам разработки системы самообразования в области социологии, а Н.И. Кареев и С.Н. Южаков выступили инициаторами составления и издания первых специализированных программ.

В 1899 г. было разрешено открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждались различные проблемы социологии. В Петербургском университете под руководством профессора Л.И. Петражицкого был организован кружок философии права, а под руководством профессора А.С. Лаппо-Данилевского - исторический кружок.

С 1908 г. ММ. Ковалевский, Е.В. де Роберти и К.М. Тахтарев начали чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях.

Так, в этом же году была создана кафедра социологии в Психоневрологическом институте, где преподавал М.М. Ковалевский. На Высших Курсах при лаборатории П.Ф. Лесгафта К.М. Тахтарев вел курс «Социология, как наука о закономерности общественной жизни». Курсы лекций по социологии читались также в Народном университете им. А.И.Лагутина и в коммерческих университетах. Вплоть до Октябрьской революции это были единственные систематические лекционные курсы по социологии в России.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XIX веке в России появилось много социологических книг и статей оригинального содержания. Их авторами были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южанов, Е.В. де Роберти, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, А.И .Стронин, А.П. Щапов, А.Д. Градовский и другие ученые.

Основными органами периодической печати позитивистского направления в социологии первоначально стали журналы «Отечественные записки», «Дело», «Знание», а чуть позже -«Юридический вестник» и «Критическое обозрение». Если первое время социологические статьи публиковались нерегулярно, в журналах общего характера («Отечественные записки») и в журналах, посвященных другим родственным специальностям («Юридический вестник»), то постепенно в «Вестнике знания» и «Вестнике психологии» для социологии была выделена специальная постоянная рубрика.

Поскольку социология в России как новая отрасль науки быстро развивалась, количество специализированных публикаций росло. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии», которая представляла собойпервый в России учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг там было указано около 900 работ, из них около 600 работ на иностранных языках и порядка 280 работ, изданных на русском языке трудов отечественных и западных ученых. Но это был далеко не полный перечень опубликованных к тому времени работ русских социологов. В том же году Н.И. Кареевым был отдельно издан «Указатель социологической литературы»[2].

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, президентом которого стал А.С. Лаппо-Данилевский, секретарем - П.А. Сорокин. Это общество запланировало широкую программу социологических исследований, однако, Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили его работу.

Развитие научных школ и направлений в отечественной социологии начиналось с того, что здесь, как и в других странах, преобладали теоретические исследования. Однако потребность в рассмотрении конкретных фактов возникла в России значительно раньше.

Первым отечественным ученым, который представил общественности результаты конкретных социологических исследований, стал Н.И. Зибер. В середине 70-х годов XIX века по итогам наблюдений за социально-экономической жизнью русского народа и изучения размещения по квартирам в Петербурге людей разных профессий он опубликовал статьи. В это же время вышла в свет составленная им подробнейшая программа для «собирания» статистико-экономических сведений, рассчитанная на получение полной и всесторонней информации о жизни населения России.

В конце XIX - начале XX века с целью сбора разнообразных сведений о жизни народа составлялось множество самых разных программ. Например, в 1881 г. была опубликована «Программа вопросов для собирания сведений о русском сектантстве» Я.В. Абрамова, а в 1897 г. издана «Программа этнографических сведений» В.Н. Тенишева. Эти и другие издания подобного рода были рассчитаны на получение подробной информации об условиях жизни, особенностях быта, обычаях, верованиях русских крестьян, составлявших в то время подавляющее большинство населения страны.

Социологи самых разных направлений признавали необходимость развития эмпирической социологии. Так, один из теоретиков неокантианской социологии В.М. Хвостов связывал с развитием эмпирических исследований успех развития социологии в будущем. Вместе с В.М. Бехтеревым и П.А. Сорокиным этот ученый проводил исследования в области социологии труда, занимался изучением уровня благосостояния жителей Петрограда, собирал эмпирический материал по социальным перегруппировкам населения города в годы войны и революции.

Различного рода конкретные данные и статистические материалы широко использовались в трудах представителей марксистской социологии, в частности, в социально-экономических произведениях и устных выступлениях В.И.Ленина.

Рост эмпирических исследований в России заметно ускорился в начале ХХ века, когда появилось большое количество научных работ, обобщающих эмпирический материал, полученный при изучении различных сфер общественной жизни. В частности, появились работы по результатам изучения жизни молодежи, деятельности политических партий в России, выборов в Государственную Думу[3].

После Первой мировой войны путь развития социологии в нашей стране также существенно отличался от западного. Революции, свершившиеся в России в начале ХХ века, дали определенный «толчок» развитию отечественной социологической мысли. Выдающиеся российские философы и социологи значительное число своих работ посвятили анализу революционных потрясений, последствиям гражданской войны, особенностям становления советской власти.

Например, П.А. Сорокин с энтузиазмом воспринял февральскую революцию 1917 года. В газете «Воля народа» он практически ежедневно публиковал заметки, в которых резкой критике подвергал нерешительность нового буржуазного правительства, его «запаздывание» в решении насущных социальных проблем. Среди них: «Обязанности власти и обязанности гражданина», «Сущность и авторитет власти», «Интересы национальностей и единство государства», «Социализм и социальное равенство»[4].

Октябрьская революция этого года была воспринята П.А. Сорокиным весьма пессимистично, а экстремистские действия большевиков вызывали возмущение. «Мне стыдно», «Преступная фальсификация», «Что дала России победа большевиков», «Убийство России и русского народа» - названия статей, написанных им после 25 октября 1917 года[5].

Следует отметить, что многие выводы, к которым пришел известный ученый, весьма актуальны для современного этапа жизни российского общества.

В частности, на ставший в российской истории традиционным вопрос «Что делать?» П.А. Сорокин отвечал: «…Для тех, кто еще не упал духом, кто еще сохранил любовь к родине, кто еще считает своим долгом бороться за свободу, ответ один: нужно Россию строить заново. Процесс разложения докатился до своего предела. Будут еще ужасы, будут еще небывалые потрясения, будут и голод, и убийства, и погромы, и варварства, все это будет еще, и жертв, невинных жертв падет еще много, но все это будет не новостью. Все это явится последними «эффективными» взрывами разваливающейся и горящей России, все это будет смертными вздохами безнадежного больного. Пройдут эти последние валы, разрушение дойдет до конца - и настанет тишина, мертвая тишина на пепелище России. И тогда встанет великая задача: из обломков старой России нужно будет строить новую Россию, новую родину. К этой задаче нужно готовиться»[6].

В известной степени данный прогноз оказался созвучен и судьбе отечественной социологии в последующие годы….



Автор – профессор Н.Г. Осипова



[1] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М., 2003. Т. 1. С. 629.
[2] Смотри об этом: Гальперин С.И. Обзор социологической литературы за 1901 год. Екатеринославль, 1902.
[3] Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 60 - 62.
[4] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[5] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[6] Сорокин П.А. Существует ли единая Россия? // Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000. С. 205.





2022

На социологическом факультете МГУ состоялась XVI Международная научная конференция «Сорокинские чтения»

Подробнее...

"День открытых дверей"
социологического факультета

Подробнее...

Открыта экспозиция, посвящённая 75-летию Победы.

Подробнее...