Всероссийская научно-практическая конференция «Социология и образование: проблемы и перспективы», посвященная 25-летию социологического образования в России и 20-летию социологического образования в Удмуртии

.

11 марта 2014 года в Удмуртском государственном университете состоялось Заседание Учебно-методического Совета по социологии и социальной антропологии. Заседание проходило в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социология и образование: проблемы и перспективы», посвященной 25-летию социологического образования в России и 20-летию социологического образования в Удмуртии.

Заседание УМС, проходившее в роскошном Екатерининском зале новой межвузовской библиотеки, было посвящено широкому кругу вопросов, направленных на решение проблем социологического образования, как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако дискуссия развернулась не только вокруг проблем социологического образования, но и по вопросам университетского образования в целом, нового законодательства, форм его реализации.

В заседании участвовало более 40 участников, из них 16 из университетов России, в том числе: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Уральский государственный педагогический университет, Ульяновский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» (Набережные Челны), Волгоградский государственный университет, Удмуртский филиал Института философии и права УрО РАН. В работе заседания также приняли участие представители администрации, специалисты различных подразделений Удмуртского государственного университета – Учебно-методического отдела, Управления международных связей, приемной комиссии, Центра занятости студентов, деканы факультетов и директора институтов.

Открыл работу заседания заместитель Председателя УМС по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию Зырянов В.В., который предоставил слово для приветствия проректору УдГУ по учебной работе Кибардину М.М.

Затем участники заседания приступили к работе по повестке дня. Первый вопрос был посвящен сетевым формам образования. Эта технология, введенная в правовое поле новым Законом об образовании, в настоящее время вызывает наибольшее количество споров и разночтений. Тем не менее, опыт взаимодействия с другими вузами, в том числе с зарубежными, в той или иной форме накоплен российскими университетами. Первый докладчик –Мария Ивановна Безносова, начальник Управления международных связей Удмуртского госуниверситета, рассказала об опыте совместной образовательной программы с Гранадским университетом, которая реализуется на филологическом факультете УдГУ. Этот опыт оказался полезным не только для разработчиков, поэтому ее доклад вызвал много вопросов со стороны представителей различных вузов.

В продолжение этой темы,Темнова Лариса Витальевна, д. психол. наук, проф., зав. НИЛ информационно-образовательных технологий социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, рассказала о технологиях организации сетевого взаимодействия российских и зарубежных университетов. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Лариса Витальевна осветила вопросы нормативно-правового обеспечения, терминологические аспекты, опыт применения сетевых форм в российских университетах. Основными нормами, регулирующими реализацию сетевых форм, являются Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, Федеральные государственные стандарты. Об этих документах, и о том, как они позволяют реализовывать сетевые технологии в вузах, шла речь в первую очередь. Также Темнова Л.В. дала рекомендации о том, какими могут быть локальные документы, например, договора о сотрудничестве, вузовские документы по реализации учебного процесса. Был использован термин «трансграничное высшее образование», получаемое в тех случаях, когда преподаватели, студенты, программы, учреждения/поставщики либо учебные материалы пересекают границы национальной юрисдикции. Также были рассмотрены условия реализации сетевой формы обучения, модели сетевого взаимодействия. Одной из распространенных форм реализации сетевых технологий является совместная образовательная программа. В докладе рассказывалось об основных факторах, способах ее применения и об опыте реализации за рубежом и в России.

Также были выделены основные проблемы организации сетевого обучения, такие, как, например, отсутствие системных механизмов координации деятельности вузов, а также механизмов контроля за их совместной деятельностью и ее оценки, слабая информационная поддержка сетевого взаимодействия, низкий уровень понимания основных целей данного процесса и распространения результатов сотрудничества, ограниченное включение в реализацию проектов собственных ресурсов вузов (финансовых, кадровых, инфраструктурных), отсутствие необходимого правового обеспечения. Решение подобных вопросов отчасти ложится на плечи учебно-методических объедине6ний, и, конечно, самих вузов. Этот доклад, как и предыдущий, также вызвал множество вопросов, реплик и выступлений, причём, наиболее активны были деканы факультетов, имеющих опыт международного сотрудничества.

Следующим вопросом заседания был вопрос, касающийся общественно-профессиональной аккредитации. Выступивший с сообщениемВладимир Викторович Зырянов, заместитель декана по УМО социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова рассказал об опыте ее проведения Ассоциацией классических университетов России в прошлом году в рамках Государственного контракта по апробации модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования по направлению 040100 «Социология». В выступлении были освещены основные аспекты профессионально-общественной аккредитации, представлены основные этапы выполнения Государственного контракта, специфику разработанной специалистами МГУ модели профессионально-общественной аккредитации.

Не вызывает сомнений, что проведение профессиональной аккредитации способствует повышению качества образования. Однако в настоящее время вопрос о соотнесении профессионально-общественной и государственной аккредитации остается открытым. Вместе с тем, учет результатов общественно-профессиональной аккредитации в рамках государственной аккредитации требует создания системы общественно-профессиональной аккредитации. Владимир Викторович рассказал об опыте проведения ПОА в вузах, отобранных для проведения апробации (МГУ имени М.В.Ломоносова, Саратовский государственный университет, Алтайский государственный университет, Тверской государственный университет, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова). Полученный в ходе проведения апробации опыт будет использован разработчиками модели для проведения ПОА в дальнейшей практике аккредитации.

Затем выступила декан факультета социологии и философииМарина Николаевна Макарова. Она рассказала о формах взаимодействия с работодателями при подготовке студентов-социологов, о взаимодействии научной и образовательной составляющей в деятельности Центра социальных исследований. Она привела примеры многочисленных исследовательских проектов, осуществленных Центром за последние годы по заказу государственных и муниципальных органов власти республики, коммерческих организаций, различных подразделений Удмуртского государственного университета. В реализации всех этих проектов активное участие принимают студенты.Милана Васильевна Семиволкова, начальник Аналитического отдела Информационно-аналитического управления аппарата Главы муниципального образования «Город Ижевск» и Городской думы города Ижевска, рассказала о более чем десятилетнем сотрудничестве с факультетом социологии и философии Удмуртского государственного университета в рамках практики студентов и совместного проведения исследований по городской проблематике.




В конце заседания слово вновь взялВ.В. Зырянов. Сначала он сделал сообщение на тему «О реализации программ высшего образования после вступления в силу ФЗ-273 «Об образовании в РФ». А затем ответил на многочисленные вопросы, касающиеся основных принципов обновления ФГОС, требований к структуре и условиям реализации образовательных программ, в том числе по аспирантуре.

При подведении итогов заседания участниками были высказаны пожелания проводить заседания УМС в региональных вузах на регулярной основе, что позволит активнее расширять сотрудничество вузов, находящихся в близлежащих регионах, обмениваться опытом. Так, двухдневная насыщенная программа конференции, проведенной в Удмуртском госуниверситете, дала новый импульс сотрудничеству университета с вузами региона в области социологического образования, совместных проектов и исследований.