Студенты социологического факультета МГУ о постановке «Власть тьмы» в Малом театре

.

В рамках учебной дисциплины «Социология культуры» студенты четвертого курса побывали на спектакле «Власть тьмы» в Малом театре. Это была драма в пяти действиях, поставленная по одноименной пьесе Л.Н. Толстого, которая рассказывает о духовной слепоте и прозрении, преступлениях и раскаянии, сложных взаимоотношениях между людьми и о жизненном выборе человека. Данная история актуальна для любой эпохи, а также является хорошим материалом для социологического анализа.

По итогам культурного мероприятия стал небольшой фотоотчет и отзывы студентов, посетивших спектакль. Также хотелось выразить огромную благодарность Коркия Эке Демуриевне за предоставленную возможность ознакомиться с таким интересным произведением в формате театральной постановки.

В рамках курса "Социология культуры" студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать культурное мероприятие или событие для посещения во внеучебное время. Это помогает придать курсу интерактивный формат и применить полученные знания в неформальной обстановке.
31 ноября студенты социологического факультета посетили театральную постановку в Малом театре, "Власть тьмы", по роману Л.Н. Толстого. Целью постановки было отразить вечные проблемы добра и зла, человеческого выбора и самоопределения. Особенно приятно было наблюдать игру народной артистки России Ирины Муравьевой.
Само мероприятие очень понравилось, появилось желание организовать нечто подобное еще раз. В перерывах есть возможность поделиться впечатлениями и ощущениями от увиденного. Такой неформальный подход к обучению делает курс интереснее, вовлекает в предметное поле социологии культуры и стимулирует анализировать социальные проблемы с точки зрения культуры в том числе.

Автор: Маргарита Корсак

Социологический факультет настолько крутой, что водит нас вдохновляться только самыми качественными вещами - например, постановкой «Власть Тьмы» Л.Н. Толстого в Малом.
Пришли веселые, довольные собой и скорым соприкосновением с прекрасным - ушли нервные, смятенные... остро живые.
Сама пьеса ожидаемо производит сильное впечатление (все же Толстой сплошь о судьбе Родины да о русской доле, это мы ещё в школе уяснили). Но сколь же необычен тот факт, что произведение с болезненной, хирургической точностью указывает на ряд совершенно рядовых, предельно понятных и оттого реальных проблем.
То есть, проблемы бездуховности, веры, морали, равно как и ответственности присутствуют - главный герой (он же главный антагонист) активно страдает, пребывает "во тьме" и кризисе, сознает, чувствует... Одним словом, прекрасно выполняет задачу основного персонажа сложного серьезного произведения.
Но есть и другой аспект! Это судьбы нескольких русских женщин - простых, обычных, полностью лишенных выбора. Они крестьянки. Они бабы. "Безпастушья скотина", как метко выражается один из героев во время своего монолога. У баб нет тяжеловесных дум, душа их не мечется между лихим забытием и праведным Поступком.
Бабы пытаются выжить. Выжить в мире суровых зим и мужчин, которые все сплошь философы-гедонисты либо философы-стоики (даром, что в избе шаром покати да дрова не колоты). Бабы взваливают на себя ярмо тяжелой работы, тяжелого (отнюдь не приземленного, не философского) выбора. Воют, безнадежно огрызаются на своих мужиков, яростно дерутся друг с другом, страдают, но продолжают жить, сцепив зубы.
Современной женщине это кажется диким, неправильным. Нет, не трудная доля русской крестьянки - то, насколько походя вскрываются эти нарывы в пьесе. И вот уже мне, не слишком уж тонкой и утонченной натуре, становится страшно, слишком правдиво, слишком много. Хочется отвернуться.
Я смотрю, не отрываясь - на безжалостную эпоху, на своеобразный "happy end" (в понимании Толстого), когда главный герой….Раскаивается, Очищается, Приходит к Богу... Заодно уже окончательно, так сказать, напоследок руша жизни всех этих баб - кое-как выкарабкавшихся, выцепивших себе некое подобие надежды если не на счастье, так хоть на затишье между бурями.
Опустошение, чувство неудовлетворенности, желание срочно что-нибудь сделать, ощущение небывалой свободы, сопричастность... Спектр противоречивых эмоций после просмотра может быть очень широк.
Одно могу сказать наверняка - вы будете обсуждать, вы будете спорить, и вы будете впечатлены.

Автор: Ната Гусева

Драма Льва Николаевича Толстого «Власть Тьмы» предстаёт перед зрителем, пожалуй, в том виде, который одобрил бы сам автор. О постановке нельзя сказать ничего плохого, она традиционна и достойна всяческих похвал в отношении сохранения авторского замысла и создания атмосферы, соответствующей духу эпохи.
Само название пьесы породило ожидание разоблачения источника зла. С одной стороны, причинами всех бедствий несчастного раскаявшегося героя можно назвать окружающих его женщин – они побуждали, подстрекали, направляли его действия. Однако, не следует забывать, что в сложившемся вокруг него клубке судеб виноват он сам - бабник и безответственный тип, который не любил принимать решения и ограничивать себя в чём-либо.
С другой стороны, тьма в данном произведении – скорее нечто незримое, это обезличенные пороки и слабости людей. Зритель, понимая причины тех или иных дурных поступков, тем не менее признаёт, что они не оправдывают героев.
Быть честным с самим собой – вот, наверное, главный совет Толстого, единственный инструмент, позволяющий остаться на светлой стороне.
На мой взгляд, постановка больше полезна для зрелого зрителя, нежели для молодёжи, так как исходя из жизненного опыта смысл пьесы будет восприниматься и трактоваться по-разному. Из наблюдений за аудиторией можно отметить, что, юные зрители, выходя из зала говорили о наигранной актёрской игре и предсказуемом сюжете, а люди старшего возраста - о ценности раскаяния и признания собственных ошибок.
В целом, огромную благодарность хотелось бы выразить Малому театру за сохранение традиций и принципов классического театра в эпоху повсеместной погони за новизной и экстравагантностью. Ведь, литературная классика будет актуальна в любое время, так как основана на глубинных особенностях человеческой души. В этом литература многому может научить социологов: как из понимания человека, его чувств, мыслей и поступков, мы можем перейти к пониманию целого народа.

Автор: Екатерина Наумова

В первую очередь хотелось бы выразить благодарность организаторам и непосредственно Коркии Эке Демуриевне за возможность посетить данный спектакль! Мои походы в театры, к сожалению, можно по пальцам пересчитать, причем одной руки, поэтому от такого предложения было невозможно отказаться.
Непосредственно с оригинальным произведением за авторством Льва Николаевича Толстого я знакома не была, но после просмотра исправила эту оплошность. Сама постановка завораживает и вовлекает в действие, ты не просто сторонний наблюдатель, а непосредственный участник событий: вот сердце сжимается от того, как обходится с Анисьей Никита, вот уже пылаешь праведным гневом от неразумных действий последнего, и вот застываешь в ужасе от того, как они обошлись с новорожденным ребенком.
Хочу отдельно отметить декорации – безумная детализация помогала лучше прочувствовать атмосферу и быт того времени. Актеры очень интересные и заражают своей харизмой, отдельно бы хотелось выделить Алексея Фаддеева, играющего Никитку. Относительно его персонажа мое мнение менялось на протяжении всего действия и к концу спектакля я так и не смогла определиться, настолько все было хорошо передано и, самое главное, жизненно, что здесь и его не поругаешь, но и простить до конца не можешь.
Сюжет мне был близок, поскольку я родилась в небольшом поселке и потому некоторые отношения или действия персонажей легко было прочесть, но, следует отметить, что это был очень полезный опыт, который помог намного глубже понять как психологию людей, так и социальные взаимодействия между ними.

Автор: Кристина Маключенко

Замечательная возможность представилась студентам 4 курса - провести культурно вместе с однокурсниками свой досуг. Эта практика ведется не первый год. К сожалению, не многие студенты в этом году ее поддержали.
Постановку выбирали сами. Большая часть предложений была связана с современными театрами, но в итоге пошли в проверенный, один из старейших театров России - Малый театр. Остались в приятном восторге от постановки "Власть тьмы" по драме русского гения Льва Николаевича Толстого. Эта история об иронии сегодняшнего дня: о любви и расчете, преданности и распутстве, добре и зле, преступлении и раскаянии. Ирина Муравьева, сыгравшая бабку Матрену (заговорщицу, которая толкала на грех Анисью и своего сына Никиту) прекрасно сыграла роль. Настолько оживлялась сцена, когда она появлялась! Отдельно приятно было рассматривать разнообразие исконно русских нарядов, созданных по эскизам заслуженного художника России А.К. Глазунова.
Постановка таких произведений очень важна для поддержания "человечности" людей. Ведь выходя из зала, начинаешь задумываться о своей жизни и своих поступках. Очень приятно было участвовать в жарком разговоре о спектакле с друзьями после просмотра. Побольше бы таких событий!

Автор: Анастасия Смирнова

В целом впечатление от самого спектакля довольно противоречивое. Во-первых, в глаза бросается консервативность сцены (в лучших традициях Малого театра) и некоторая «замороженность» действия в прошлом, не имеющая отношения к современности и актуальным проблемам и быту. Естественно, что действие пьесы разворачивается в XIX веке, но даже несмотря на непременное следование авторской картине, разве театр не должен адаптировать спектакль к реальности настоящего?
Как я уже сказала, первое впечатление включает в себя как раз отсутствие этой связи действия на сцене и поднимаемых в спектакле проблем и вопросов с реальной жизнью. Однако, при более детальном рассмотрении и анализе, а также в ходе обсуждения спектакля с коллегами, мы пришли к выводу, что режиссер все же сумел «оживить» картину и позволил зрителям соотнести их актуальные переживания с тем, что попытались передать нам актеры, действуя «из позапрошлого века».
Таким образом, поставленная сцена, оставшись выдержанной и консервативной, тем не менее, не оставила нас в стороне и сумела обнажить такие отношения, которые мы, хоть и в другом, может быть, контексте, наблюдаем и встречаем в своей повседневной жизни, хотя и не хотим порой признавать их существование. В этом и заключается «власть тьмы».

Автор: Александра Самойлова

Студенты остались довольны и надеются на сохранение доброй традиции посещения театров как продолжение учебного процесса на иных образовательных площадках города. И пусть таких приятных театральных вечеров будет еще больше!

Материал подготовила Маключенко Кристина