Ответное слово выпускницы магистратуры Крючковой Вероники

.

Ответное слово выпускника на церемонии вручения дипломов магистрам Социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 28 июня 2017 г.

Добрый день уважаемые участники церемонии! Я благодарю за предоставленное слово выпускника.

Для всех нас сегодня необычное событие. Сегодня – день, когда мы подводим итоги двух лет обучения в магистратуре социологического факультета МГУ.

Наш выпуск необычный. Нас можно назвать первопроходцами. Мы первый выпуск на социологическом факультете, который прошел две образовательные ступени, бакалавриат и магистратура.

Именно по нам, если можно так выразиться, сегодня «сверяют часы» при формировании учебных программ, учебных планов, при составлении программ учебных и производственной практик для следующих курсов.

Опыт нашего курса позволяет сделать некоторые выводы в том числе и о трудностях, с которыми при двухступенчатом образовании столкнулись как преподаватели, так и студенты.

Я говорю, прежде всего, о трудностях, связанных с составом студентов магистратуры. Так, часть студентов – около половины – получали ранее степень бакалавра или специалиста по направлению «социология», в то же время другая часть студентов ранее получала образование по другим специальностям и не всегда даже гуманитарным. В этой связи нужно было принять наиболее оптимальное решение, направленное на преодоление разрыва в получении базовых знаний по социологии.

На мой взгляд, в сложившейся ситуации было принято верное решение и даже, скорее всего, единственно возможное. Во-первых, организация общего семестра для всех студентов до разделения на программы, включающего базовые дисциплины, как история социологии, философия, методика и методология социологического исследования. Во-вторых, это введение смешанного принципа формирования академических групп: то есть в одной группе обучались студенты, ранее получавшие социологическое образование и те, кто получал степень бакалавра по другим специальностям и обучался в других вузах. И, в-третьих, это касается уже семинарских занятий, нам давались задания, предполагающие командную работу, в команды также формировались по смешанному принципу.

Эти меры позволили, с одной стороны, так называемым «долгожителям» социологического факультета помочь вновь поступившим студентам с других факультетов и вузов освоить материал, который, отчасти, был уже пройден бакалаврами-социологами. А с другой стороны – выпускники других факультетов и вузов внесли свой свежий взгляд на изучаемый предмет, рассматривая его под другим углом зрения.

И конечно преподаватели очень старались дать учебный материал по базовым дисциплинам таким образом, чтобы и студентам, которые уже не первый год учатся на социологическом факультете также было интересно, чтобы они могли узнать что-то новое.

Что касается самих студентов, то важно отметить, что магистратура сегодня становится не просто желанием, она становится необходимостью. Наверное многим здесь будет интересно узнать, что в июле прошлого года в Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены поправки, согласно которым любую руководящую должность, даже самую низкую, может занимать только человек, окончивший специалитет или магистратуру. Что это означает? Если сегодня такое условие касается государственных гражданских служащих, то тенденция на сопоставление уровня образования с карьерными возможностями уже задана и завтра подобное ограничение может коснуться и работников бюджетной сферы, и тех, кто работает в коммерческих структурах. То есть уже сегодня можно говорить о прямой корреляции получения степени магистра и карьерных перспектив.

И в то же время, нельзя забывать о том, что студенты магистратуры – это взрослые люди. И в подавляющем большинстве студентам не оказывается родительская поддержка, прежде всего материальная, в той степени, в которой она оказывается преимущественно студентам бакалавриата. Возраст у нас такой, что многие уже создают свои семьи, студенческие семьи. Это означает, что студенты магистратуры часто вынуждены совмещать учебу в магистратуре с трудовой занятостью, чтобы обеспечить себя средствами к существованию. Это сделать весьма непросто, не каждый работодатель с пониманием отнесется к учебному графику, который студенты обязаны соблюдать.

И мне приятно отметить, что университет и факультет очень чутко отнеслись к этой проблеме. Помимо того, что магистрам были обеспечены те же преимущества, что и всем студентам – это и льготный проезд в транспорте, и, пусть не самая большая, но стипендия, конечно проживание в общежитии, возможность получения материальной помощи и другие преференции, как даже, например, отдых в Буревестнике или Университетском, – кроме того, нам было оказано содействие в трудоустройстве по специальности. Я сейчас хочу особо отметить работу отдела практик. В условиях смены впервые за долгие годы руководства отдела практик удалось не только сохранить контакты с работодателями, но и даже расширить их. Как показал опыт нашего курса, очень многим оказалась нужна помощь факультета в трудоустройстве. В отличие от бакалавров мы – готовые сотрудники. После производственной практики мы вполне можем приступать к полноценной трудовой деятельности. Отрадно также отметить, что и тем, кто все-таки ранее успел трудоустроиться самостоятельно, также была предоставлена возможность пройти производственную практику по месту работы, если эта работа по специальности.

Таким образом, считаю, что функция такого патронажа со стороны Московского университета должна быть нами, студентами, осознана и оценена по достоинству. Нам фактически помогают встать на ноги. И конечно не стоит забывать о том, что и на нас, студентов, это накладывает ряд обязательств. Мы сегодня еще будем о них говорить, когда торжественно будет зачитана клятва выпускника. И я прошу всех студентов отнестись к этому с максимальной серьезностью и пониманием.

Хотелось бы выразить огромную благодарность от лица всего курса администрации факультета, преподавателям и отдельно отметить кропотливую и трудную работу наших инспекторов Ольги Вячеславовны и Галины Станиславовны, куратора курса Эки Демуриевны, к которым на протяжении обучения мы не раз обращались за помощью и работа которых неоценима с точки зрения организационных моментов. И конечно большую благодарность выражаю старостам групп, состав которых, кстати, менялся до и после разделения на программы. Со старостами мы взаимодействовали практически круглосуточно, к сожалению, в основном удаленно. Тем не менее, считаю, что мы со всеми задачами успешно справились. Еще раз всех благодарю.

Спасибо за внимание!

Крючкова Ника