Научное студенческое общество (НСО)

Конференции, форумы, семинары, открытые лекции и многое другое для студентов и аспирантов факультета
Подробнее...

Студенческая комиссия профкома

Материальная помощь, Социальная стипендия, Талоны, Лагеря, Экскурсии, Театры и многое другое для студентов факультета
Подробнее...

Любите ли вы театр так, как любят его социологи?

.

В рамках учебной дисциплины «Социология культуры» (тема установочного занятия – «Театральное искусство в рамках социокультурного пространства») студенты 4 курса очно-заочной формы обучения посетили различные театральные постановки города Москвы и поделились своими впечатлениями.

Каждый преподаватель пытается дополнить свой учебный курс современными методиками: кто-то организовывает деловые игры и проектные работы, кто-то предлагает разнообразные кейсы и головоломки, кто-то проводит занятия в форме дискуссии.

В рамках дисциплины «Социология культуры» студентам 4 курса вечернего отделения было предложено перенести одно из практических занятий за пределы лекционной аудитории и, немного сместив плотный график, «выбраться в свет», а именно – посетить театр. Студенты выбрали интересующий их спектакль (что само по себе было задачей не из легких: одни предпочитают классические постановки, другие – современные) и приступили к апробации новой формы учебной работы.

Так вечером 17 марта 2016 года мы внушительной компанией оказались в Театре на Малой Бронной в ожидании спектакля под необычным названием «Формалин». Безусловно, каждый из нас знал, что значит «формалин», хотя ответы разнились. Однако человек, высказавший предположение о том, что «формалин – это 40%-й водный раствор формальдегида, и… кажется, с добавлением метанола», вряд ли сделал это без помощи гугла;)

Итак, прозвенел первый звонок, и мы направились в зал в предвкушении чего-то нетривиального...

«Формалин» – пьеса известного русского писателя и сценариста Анатолия Королева. Это интеллектуальный детектив, история очень необычного похищения, однако сюжет оказался лишь ширмой, скрывающей истории человеческих душ.

Софья Ляликова:

«Удивительный спектакль, так много смысла в простых на первый взгляд вещах, но стоит задуматься, и открываются новые грани, которых не замечаешь сразу. Взять, например, хотя бы само название – «Формалин». О чем оно нам говорит: о химическом растворе или средстве достижения вечной молодости, а может быть о том, как трудно порой участникам спектакля вступить «в реакцию друг с другом», или о формальной обстановке, в которой разворачивается главное действие? А может быть, автор проводит аналогию между свойствами химического вещества и человеческой памятью, способной на долгое время «законсервировать» и сохранить картины из жизни, которые могут потребоваться в любую минуту, в том числе в интересах следствия…»

Анна Костерина:

«Я выбрала спектакль «Формалин» Театр на Малой Бронной в том числе и потому, что в 2014 году я смотрела здесь постановку Михаила Краменко и Сергея Голомазова «Канкун», которая мне очень понравилась. После «Канкуна» я стала часто ходить в этот театр.
В этот раз решила посмотреть еще одну постановку режиссера Сергея Голомазова - «Формалин». Непривычные, я бы сказала, совсем простые декорации, световые эффекты, игра актеров - все помогало погрузиться в завораживающую атмосферу спектакля.
Когда я иду на спектакль, я ожидаю испытать яркие эмоции. Хорошие, плохие - даже не важно. Главное - ЯРКИЕ! «Формалин» как раз такой спектакль: он пропитан эмоциями и щедро делится ими со зрителем. Очень глубоко и чувственно!
Могу предположить, что большинство зрителей долго не могли понять, о чем, собственно, эта постановка. Спектакль разбит на отдельные сцены и фрагменты, которые трудно сразу логически связать между собой. «О чем этот спектакль? О любви к собакам?» - услышала я шепот у себя за спиной.
«Формалин» в нестандартной форме преподнесения материала заставляет задуматься о таких насущных вопросах, как сохранение жизненных ценностей в современном мире. Мне понравился такой нестандартный подход, поскольку сама я не уверена, что все, что лежит на поверхности - хорошо. Спектакли, заставляющие задуматься, надолго оставляют след в нашей памяти.
Точно могу сказать, что эта пьеса не о любви к собакам, а о «заформалиненных» чувствах, о замене любви на успех и богатство в мире, в котором мы живем. «Живые чувства» - пережитки детства. Дети вырастают, душа каменеет, отсюда - «одиночество в толпе». Мы продолжаем двигаться, разговаривать... Люди живые, а души нет!
«Формалин» - одна их самых неоднозначных простановок, которые я видела в последнее время. «Формалин» оставляет странное послевкусие, в котором больше вопросов, чем ответов.
Уверена, многие идут на этот спектакль, чтобы увидеть любимую актрису - Анастасию Самбурскую. Действительно, она и на этот раз не оставляет никого равнодушным. Легкость и сила - вот две черты, которые, как мне кажется, точнее всего характеризуют данную актрису.
Этот спектакль однозначно стоило посмотреть. Я рада, что не ошиблась с выбором! Понравившаяся цитата - «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак».»

Большинство студентов испытывали положительные эмоции перед началом спектакля. Они характеризовали свое состояние/настроение как «отличное» (24%), «предвкушающее» (14%), «прекрасное» и «замечательное» (по 9%). Не омрачала эту картину даже усталость, связанная с тяжелым рабочим днем.

Анастасия Ярош:

«Завораживающее действие, акцент в котором делается на судебном разбирательстве ужасающего события. Эмоциональная игра актеров заставляет погрузиться в судебный процесс и почувствовать себя участником всего происходящего. Данная постановка заставляет честно посмотреть на окружающий мир, на поведение людей и на нашу безответственность. Не только уголовную, но в первую очередь - моральную. Психологический триллер, периодически переходящий в сеанс психоанализа, в совокупности с эффектным световым и музыкальным сопровождением заставлял зрителей находиться в постоянном напряжении и пытаться предугадать дальнейшее развитие событий. Необычный аквариум-экран создавал ощущение экранизации, отчего полностью терялось чувство реальности... Неповторимое ощущение!
Замечательная игра актеров... сильно, эмоционально, реалистично. Особенно хочется отметить Ивана Шабалтаса (Миллионер), который остроумно сыграл самоуверенного богача, точно попав в образ. Настасья Самбурская (Жена Миллионера) заставляла смеяться и плакать, верить чувствам героини, а также по-иному взглянуть на призвание матери.
Формалин - средство дезинфекции и бальзамирования. Как было обозначено в начале спектакля, наша память это и есть формалин: она сохраняет воспоминания о самых ярких, важных и необходимых нам потрясениях. Пожалуй, просмотр данной постановки и стал одним из таких ярких жизненных потрясений, в хорошем смысле этих слов.»

Лусинэ Андреасян:

««Формалин» - самый необычный спектакль из тех, что мне довелось увидеть за последнее время! Сначала показалось, что сюжет запутан и несколько странноват, но с течением действия картина становится яснее и интереснее. Появляются новые герои, их монологи становятся все понятней с каждой минутой спектакля и добавляют все большую эмоциональную насыщенность в общую картину! Спектакль заставил задуматься о том, в каком мире мы сейчас живем, и кто нас окружает.»

Ксения Митина:

«Спектакль «Формалин» произвел на меня огромное впечатление. Он заставляет зрителей задуматься об очень многом... Действие развивается неспешно, создавая интригу и рождая желание раскрутить детективную историю до конца. Отличная постановка, блестящая игра актеров, замечательна Самбурская! И все это - в красивом и уютном театре. Ни секунды времени напрасно! Огромное спасибо организаторам!»

Любовь Терентьева:

«Хочу сказать огромное спасибо! Спектакль по-хорошему "встряхивает" зрителей. Неоднозначное, но в целом положительное впечатление. История, разворачивающаяся на сцене, очень захватывает, так и хочется поскорее увидеть развязку! Замечательные световые и звуковые эффекты позволяют погрузиться в историю. Отдельно хочется сказать о замечательной игре актеров.»

Полина Зудина:

«До сих пор нахожусь под впечатлением от этого спектакля. Стараюсь не думать. Лично мне кажется, что лучше ходить на спектакли, с которых выходишь с сильными положительными эмоциями. Есть и менее негативные вещи, которые тоже заставляют задуматься. Например, мне понравился спектакль "Эстеты", просто запал в душу, очень позитивный.»

София Варшавская:

«Хочу сказать всем большое спасибо! Я не помню ни одного спектакля, после которого я выходила с ТАКИМИ эмоциями (и это не сарказм). У меня есть собака, и история, разыгранная на сцене, растрогала меня до такой степени, что я никак не могла перестать рыдать после спектакля. Мне нравятся книги/фильмы/спектакли, которые заставляют задуматься... А позитив лучше из реальной жизни получать!»

 

Отзыв о мюзикле «Призрак оперы»

Дарья Кушнаренко

Вместо классической театральной постановки я решила посетить  нашумевший мюзикл «Призрак оперы». Сначала хотела бы сказать несколько слов об идее мировых гастролей мюзиклов. Если говорить упрощенно, то происходит так: ежегодно выбирается один мюзикл, который становится символом культуры по всему миру. Реклама, работа PR-менеджеров, «сарафанное радио», критика – все направлено на привлечение внимания широкой и «разношерстной» публики. При этом коммерциализация  культуры и становление феномена массовой культуры сыграли здесь важную роль приобщения большой части населения к искусству. Сложно представить себе иной рычаг давления на людей в современном обществе помимо звона монет: каждый стремится туда, где все с радостью прощаются со своими деньгами. В наш век значимость приобретает лишь то, что притягивает деньги. Так, в 2005 году, спустя три года после бродвейской премьеры, целый год в России зрителей радовал мюзикл «Кошки», в 2006 году – «Mamma Mia!». В этом году такая же эпопея развернулась вокруг мюзикла «Призрак оперы».

Мировые мюзиклы проходят триумфально, имеют фантастический успех. В таких постановках используется множество спецэффектов, свет, музыка, интерактив со зрителями, разнообразные превращения реквизита и сцены. С самых первых минут мюзикла «Призрак оперы» захватывает дух от огромной люстры, поднимающейся со сцены к потолку прямо над головами зрителей. Мрачная развалина превращается в олицетворение Франции XIX века, зрители перемщаются из темной комнаты аукциона в величественные стены Парижской Оперы. Первый акт заканчивается стремительным падением люстры вниз, туда, где она лежала в самом начале спектакля, вызывая восторг и ужас зрителей, над чьими головами пролетела стеклянная композиция.

Очень хорошо передано движение: действие разворачивается только на сцене, но благодаря игре света и диагональному и вертикальному перемещению актеров создается иллюзия большого пространства и перемещения по нему. Как двигается лодка по сцене?! Очень эффектно! Вызывает восторг, страх и ужас игра теней, использованная во время зловещих появлений Призрака. Игра теней искажает образ Призрака, заставляет глубже переживать убийство главного рабочего сцены (вероятно, этот эффект используется в том числе и для того, чтобы показать покойника завуалированно, а не впрямую).

Особо хотелось бы выделить музыкальное сопровождение. Конечно, музыка из мюзикла «Призрак оперы» восхищает многих. Однако как мне кажется, истинное ее воздействие проявляется именно в специальном зале с необходимой акустикой, в исполнении вживую в реальном времени. Даже мурашки бегают! Особенно в напряженные моменты, обостренные «музыкой ночи».

 

Отзыв о мюзикле «Призрак оперы»

Елена Куранцова

«Он в разум твой проник!
Он – призрак Оперы!
Он твой двойник!»

Совсем недавно мне посчастливилось побывать в Московском доме молодежи на мюзикле "Призрак оперы", от просмотра которого осталось много хороших ощущений и воспоминаний: потрясающие декорации и костюмы, замечательное исполнение партий, очень красивые голоса артистов!

Трудно описать чувства, которые я испытала во время спектакля. Волшебный, мистический мюзикл глубоко и надолго западает в душу.

Хочется выделить три основных момента, которые меня буквально потрясли. Первый и главный момент – это музыка. Живая музыка рождает невообразимые ощущения. К основному, первому, моменту следует также отнести  и голоса исполнителей, а они такие, что дух захватывает! Кстати, видимо не зря состав подбирали из оперных певцов, так как партии очень сложны, и справиться с ними звездам эстрады, как мне кажется, было бы не под силу. Второй момент – сам Призрак, который мне видится мистическим, властным, таинственным,  гордым и необычайно одиноким.

Третий момент – оригинальные декорации и спецэффекты, и, конечно же, люстра, опускающиеся элементы лепнины, огонь – все это выглядело очень живо и как-то очень «по-настоящему».  Я до сих пор вспоминаю, как замерла, когда люстра пронеслась над головами зрителей и разбилась о сцену. Непередаваемое ощущение вовлеченности зрителя в действие! Мюзикл просто восхитительный!

Особо хотелось бы выделить музыкальное сопровождение. Конечно, музыка из мюзикла «Призрак оперы» восхищает многих. Однако как мне кажется, истинное ее воздействие проявляется именно в специальном зале с необходимой акустикой, в исполнении вживую в реальном времени. Даже мурашки бегают! Особенно в напряженные моменты, обостренные «музыкой ночи».

 

Отзыв о мюзикле «Призрак оперы»

Милана Гумакова

На мюзикл «Призрак оперы», музыку к которому написал Эндрю Ллойд-Уэббер, я пришла подготовленной: прочла одноименный роман Гастона Леру и посмотрела две одноименных экранизации (немой фильм 1925 года с Лон Чейни и Мэри Филбин в главной роли, наиболее приближенный к оригиналу; фильм Д. Шумахера 2004 года с Джерардом Батлером и Эмми Россам в роли Призрака Эрика и Кристины соответственно).

Атмосфера, декорации, свет, звук, по моим ощущениям, были прекрасны. Постановка напомнила фильм 2004 года: декорации, в том числе люстра и даже свечи в пещере Призрака оперы напомнили мне кадры из фильма. Все знают, что этот мюзикл очень популярен во всем мире, и, что на его постановку было потрачено много средств, к ней были привлечены лучшие специалисты. Разумеется, для постановки в нашей стране актеры тоже прошли сложный кастинг. Именно поэтому я была уверена, что это будет качественная постановка, которая не разочарует. Отличная игра актеров, потрясающе красивая музыка! Я так увлеклась, что не заметила, как прошло 2,5 часа. Я считаю, что данный мюзикл обязательно нужно посмотреть, особенно тем, кому нравится творчество Гастона Леру, поскольку, как мне кажется, именно в российской постановке актер, сыгравший Призрака оперы, Эрика, максимально точно отобразил его внешнее и в какой-то степени внутреннее уродство.

Если меня спросят, стоит ли смотреть мюзикл «Призрак оперы», то я отвечу – да, стоит!

Отзыв о спектакле «Бег»

Ксения Зайцева

Я смотрела спектакль "Бег" по Булгакову в Театре на Таганке. Без преувеличения, я в полном восторге от спектакля, прежде всего, от потрясающей игры актеров, именно благодаря ей так близко к сердцу воспринимаются все действия постановки. Своеобразно и очень сильно показана жизнь во время войны, представлены мысли и ценности героев. Первая часть спектакля показалась немного затянутой, но во второй события обрели динамику, появилось ощущение реального движения, того самого "бега". В конце спектакля у меня на глаза так и наворачивались слезы. Жизнь героев хоть и налаживается, но после всего пережитого она уже точно не будет прежней. Остаешься наедине с мыслями о том, как все изменилось – Россия, идеалы, вся жизнь.

 

Отзыв о спектакле по пьесе О.Уайльда «Как важно быть серьезным»

Алина Заградская

Театр «Мост» на Большой Садовой – один из моих самых любимых – исключительно гостеприимный, уютный и близкий по духу тем, кто без ненужного пафоса хочет окунуться в атмосферу великолепной актерской игры.

Как я заметила, постановка по одноименной пьесе О. Уайльда в тот вечер никого не оставила равнодушным. Самая «разношерстная» публика, камерный зал (всего 7 рядов) – все это создавало ту самую атмосферу, которой с трепетом ждешь, покупая билет в любимый театр.

Как мне кажется, спектакль получился очень удачным. Молодые актеры, вчерашние выпускники школы-студии театра «Мост», выкладывались с таким энтузиазмом,  которому позавидовали бы многие современные именитые актеры. Острый, «уайльдовский» юмор, приправленный злободневными шутками, уморительно-чопорная старая Англия и задушевные разговоры «за чашечкой чая», – все это помогает объяснить непередаваемую атмосферу постановки и ее многолетний успех. Крочешная сцена и зрительный зал создают ту уютную камерность, которой мне так часто не хватает в именитых театрах.

Я думаю, что курс «Социология культуры» изначально предполагает проведение ряда занятий именно в формате «живого» приобщения к искусству, и не только к театральному. Именно «практические занятия» имеют ту особую ценность, которую невозможно обрести в формате занятий аудиторных.

 

Отзыв о спектакле «Римская комедия (Дион)»

Мария Сидоренкова

Краткое описание действия спектакля: В Риме правит коварный и жестокий император Домициан. В людях он ценит яркость, красоту, а также умение льстить ему, императору, восхваляя его величие. И вот в императорский дворец приходит Дион – поэт, который предпочитает говорить правду…

Впечатление: Прекрасные костюмы, декорации и уместное музыкальное сопровождение. Хорошо передана придворная атмосфера. На сайте сюжет спектакля описан скупо, поэтому действие на сцене разворачивается неожиданно. Это интригует и завораживает зрителей.

Каждый герой наделен яркими чертами характера, внешности. Каждый харизматичен, притягателен. Героев невозможно перепутать, если они вдруг вышли на сцену в другом костюме. Можно сказать, что спектакль прямо таки пропитан моралью: он учит отстаивать свои права, говорит о возможном последствии лести, о торжестве справедливости.

Для любителей истории будут интересны основания, на которых строится пьеса: Домициан, вошедший в историю как обладатель множества физических недостатков и комплексов, которые сделали из него страшного и безжалостного правителя, раскрывается совсем с иной стороны. Зритель жалеет его, ощущает его одиночество. Во всем чувствуется самоирония. А игра Виктора Сухорукова прямо таки завораживает: настолько отдавать себя спектаклю, буквально вживаться в роль правителя! Зал аплодировал стоя.

 

Отзыв о спектакле «Самоубийство»

Евгения Мещанинова

«Дайте нам право на шепот... »

На меня поставленный в Театре имени Ермоловой спектакль «Самоубийца» по одноименной пьесе Николая Эрдмана произвел неоднозначное впечатление: с одной стороны, хорошая игра актеров, замечательное музыкальное сопровождение, выразительная сценография, с другой – затянутость действия и недоумение по поводу происходящего на сцене...

На протяжении всего спектакля меня не покидало чувство дежавю. Юмор, некая желчность и язвительность по отношению к людям, нелепость ситуаций, фарс и балаган, острая социальность... Возникло устойчивое ощущение, что мне все это уже знакомо: так это же И. Ильф и Е. Петров! У героев романа «Двенадцать стульев» и пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца» и правда есть что-то общее. Это неудивительно, поскольку оба произведения были написаны в одно время (1927 и 1928 года). Тем не менее, обаятельный и харизматичный негодяй Остап Бендер в пьесе Н. Эрдмана был бы явно не уместен. «Самоубийца» – совсем другая история с совершенно непохожим на «великого комбинатора» главным героем.

Заурядный и временами истеричный зануда-демагог Семен Подсекальников решает совершить самоубийство, что тут же приманивает стаю «стервятников», каждый из которых по «доброте душевной», а уж никак не для достижения собственных целей, пытается главному герою с этим важным делом «помочь», кто как может, естественно: уговаривают поторопиться с самоубийством, рассказывают, что написать в предсмертной записке, где достать револьвер, берут на себя расходы по организации похорон и прочее. Прямо лучший пример добродетели! Да и всевидящее око государства при этом не дремлет...

В центре внимания спектакля – проблема отношений власти и личности, «маленького человека», который отчаянно хочет жить, и огромной тоталитарной государственной машины, пытающейся его раздавить. Как в песне: «Одни слова для кухонь, другие – для улиц... »

Человек – маленькое измученное существо, он несвободен до предела, угнетен до такой степени, что не только не может выбирать, как ему жить, но даже и то, как ему умереть...

Остается в памяти цитата из пьесы: «Мы только ходим друг к другу в гости и говорим, что нам трудно жить. Потому что нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну, хотя бы вот так, шепотом: “Нам трудно жить”. Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите. Уверяю вас. Мы всю жизнь свою шепотом проживем…».

Николай Эрдман в своей пьесе поднял острые, актуальные для своего времени социальные проблемы. Он высмеял систему власти и систему общественных отношений, а не отдельные человеческие пороки и недостатки.

А вот на сцене высмеять это не получилось. По задумке режиссера в конце спектакля главный герой сначала разделся до трусов, затем надел на себя джинсы, кроссовки, футболку, вышел к зрителям, встал напротив сцены и начал вещать о смысле жизни с упоминанием бородатых женщин и ЕГЭ... Как мне показалось, неуместная в данном случае отсылка к современности.

Бунт «маленького» человека свершается, но почему-то это не вызывает ни восхищения, ни раздражения. Только смутное недоумение...

Режиссер упрямо старался навести зрителя на мысль, что и в наше время уместно подобное: «то, что может подумать живой, может высказать только мертвый»?

 

Спасибо четвертому курсу, с ответственностью подошедшему к осмыслению просмотренных постановок, их анализу и обсуждению, а также высказавшему свои критические замечания и предложения. Ведь мы не просто зрители, а настоящие специалисты, готовые мыслить социологически и пропустить все увиденное через призму своей непростой, но очень интересной профессии!