Институционализация социологии в России

.

Достижение социологической наукой зрелого состояния и появление профессиональных социологов являются результатом процесса институционализации социологического знания.

Под институционализацией обычно понимают процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов. Социальный институт представляет собой сравнительно высокоорганизованную социальную систему, отличающуюся устойчивой структурой, тесной взаимосвязанностью и взаимозависимостью своих элементов, многообразием, гибкостью выполняемых задач.

Превращение какой-либо сферы человеческой деятельности, в том числе, и науки, в устойчивую и самодостаточную систему, называется процессом институционализации. Выражение «институционализация социологии» предполагает, что научная деятельность, в том числе, социологическая, строится на основе, при контроле и с помощью ряда институтов, которые есть только в науке и нигде более[1].

Важнейшим элементом процесса институционализации социологии является формирование особой инфраструктуры, призванной обеспечить воспроизведение и трансляцию социологического знания посредством:

1) создания системы социологического образования и научных учреждений;

2) развития специализированной печати;

3) формирования профессиональных научных сообществ, с присущими им разделением труда, формами обмена научной информацией и нормами профессиональной этики;

4) проведения социологических исследований, с выработкой общепринятых критериев выбора проблемы исследования и оценки его результатов.

Таким образом, институционализация социологии - это такое развитие данной науки, которое предполагает вхождение в ее систему высшего образования в виде специальных кафедр и факультетов, создание системы научно-исследовательских центров; издание научных журналов, монографий и сборников; организацию различных форм общения между социологами - учреждение профессиональных ассоциаций с целью проведения конференций и семинаров для общения ученых и преподавателей, обмена передовым опытом и технологиями, обсуждения новых результатов и открытий.

По сравнению со странами Западной Европы и США, процесс институционализации социологии в России имел существенные отличия.

Главная особенность институционализации социологии в России заключалась в том, что, несмотря на то, что во второй половине XIX - начале XX вв. социология в ней получила достаточно широкое распространение, она не была признана на государственном уровне и соответственно, не была представлена в университетах в качестве учебной дисциплины.

Социологии как самостоятельной учебной дисциплине пришлось очень долго и с большим трудом «пробиваться» в российские университеты. При этом большую роль в развитии отечественной социологии как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа, поскольку первые академические курсы социологии «открылись» российскому студенчеству именно через юридические и исторические факультеты.

Такие профессора высших учебных заведений как С.А. Муромцев (1850-1910), Ю.С. Гамбаров (1850-1926), М.М .Ковалевский (1851-1916), Н.М. Коркунов (1853-1904), В.М. Хвостов (1868-1920), Л.И. Петражицкий (1867-1931), Б.А. Кистяковский (1868-1920), Е.В. Спекторский (1875-1951) насыщали социологическим материалом свои лекционные курсы.

В 1877 г. профессором Киевского университета И.В. Лучицким было организовано чтение курса лекций о О.Конте и Г.Спенсере на дому. Данный факт привлек внимание общественности к вопросам разработки системы самообразования в области социологии, а Н.И. Кареев и С.Н. Южаков выступили инициаторами составления и издания первых специализированных программ.

В 1899 г. было разрешено открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на заседаниях которых обсуждались различные проблемы социологии. В Петербургском университете под руководством профессора Л.И. Петражицкого был организован кружок философии права, а под руководством профессора А.С. Лаппо-Данилевского - исторический кружок.

С 1908 г. ММ. Ковалевский, Е.В. де Роберти и К.М. Тахтарев начали чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях.

Так, в этом же году была создана кафедра социологии в Психоневрологическом институте, где преподавал М.М. Ковалевский. На Высших Курсах при лаборатории П.Ф. Лесгафта К.М. Тахтарев вел курс «Социология, как наука о закономерности общественной жизни». Курсы лекций по социологии читались также в Народном университете им. А.И.Лагутина и в коммерческих университетах. Вплоть до Октябрьской революции это были единственные систематические лекционные курсы по социологии в России.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XIX веке в России появилось много социологических книг и статей оригинального содержания. Их авторами были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южанов, Е.В. де Роберти, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, А.И .Стронин, А.П. Щапов, А.Д. Градовский и другие ученые.

Основными органами периодической печати позитивистского направления в социологии первоначально стали журналы «Отечественные записки», «Дело», «Знание», а чуть позже -«Юридический вестник» и «Критическое обозрение». Если первое время социологические статьи публиковались нерегулярно, в журналах общего характера («Отечественные записки») и в журналах, посвященных другим родственным специальностям («Юридический вестник»), то постепенно в «Вестнике знания» и «Вестнике психологии» для социологии была выделена специальная постоянная рубрика.

Поскольку социология в России как новая отрасль науки быстро развивалась, количество специализированных публикаций росло. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии», которая представляла собойпервый в России учебный обзор по социологии. В библиографическом списке книг там было указано около 900 работ, из них около 600 работ на иностранных языках и порядка 280 работ, изданных на русском языке трудов отечественных и западных ученых. Но это был далеко не полный перечень опубликованных к тому времени работ русских социологов. В том же году Н.И. Кареевым был отдельно издан «Указатель социологической литературы»[2].

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, президентом которого стал А.С. Лаппо-Данилевский, секретарем - П.А. Сорокин. Это общество запланировало широкую программу социологических исследований, однако, Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили его работу.

Развитие научных школ и направлений в отечественной социологии начиналось с того, что здесь, как и в других странах, преобладали теоретические исследования. Однако потребность в рассмотрении конкретных фактов возникла в России значительно раньше.

Первым отечественным ученым, который представил общественности результаты конкретных социологических исследований, стал Н.И. Зибер. В середине 70-х годов XIX века по итогам наблюдений за социально-экономической жизнью русского народа и изучения размещения по квартирам в Петербурге людей разных профессий он опубликовал статьи. В это же время вышла в свет составленная им подробнейшая программа для «собирания» статистико-экономических сведений, рассчитанная на получение полной и всесторонней информации о жизни населения России.

В конце XIX - начале XX века с целью сбора разнообразных сведений о жизни народа составлялось множество самых разных программ. Например, в 1881 г. была опубликована «Программа вопросов для собирания сведений о русском сектантстве» Я.В. Абрамова, а в 1897 г. издана «Программа этнографических сведений» В.Н. Тенишева. Эти и другие издания подобного рода были рассчитаны на получение подробной информации об условиях жизни, особенностях быта, обычаях, верованиях русских крестьян, составлявших в то время подавляющее большинство населения страны.

Социологи самых разных направлений признавали необходимость развития эмпирической социологии. Так, один из теоретиков неокантианской социологии В.М. Хвостов связывал с развитием эмпирических исследований успех развития социологии в будущем. Вместе с В.М. Бехтеревым и П.А. Сорокиным этот ученый проводил исследования в области социологии труда, занимался изучением уровня благосостояния жителей Петрограда, собирал эмпирический материал по социальным перегруппировкам населения города в годы войны и революции.

Различного рода конкретные данные и статистические материалы широко использовались в трудах представителей марксистской социологии, в частности, в социально-экономических произведениях и устных выступлениях В.И.Ленина.

Рост эмпирических исследований в России заметно ускорился в начале ХХ века, когда появилось большое количество научных работ, обобщающих эмпирический материал, полученный при изучении различных сфер общественной жизни. В частности, появились работы по результатам изучения жизни молодежи, деятельности политических партий в России, выборов в Государственную Думу[3].

После Первой мировой войны путь развития социологии в нашей стране также существенно отличался от западного. Революции, свершившиеся в России в начале ХХ века, дали определенный «толчок» развитию отечественной социологической мысли. Выдающиеся российские философы и социологи значительное число своих работ посвятили анализу революционных потрясений, последствиям гражданской войны, особенностям становления советской власти.

Например, П.А. Сорокин с энтузиазмом воспринял февральскую революцию 1917 года. В газете «Воля народа» он практически ежедневно публиковал заметки, в которых резкой критике подвергал нерешительность нового буржуазного правительства, его «запаздывание» в решении насущных социальных проблем. Среди них: «Обязанности власти и обязанности гражданина», «Сущность и авторитет власти», «Интересы национальностей и единство государства», «Социализм и социальное равенство»[4].

Октябрьская революция этого года была воспринята П.А. Сорокиным весьма пессимистично, а экстремистские действия большевиков вызывали возмущение. «Мне стыдно», «Преступная фальсификация», «Что дала России победа большевиков», «Убийство России и русского народа» - названия статей, написанных им после 25 октября 1917 года[5].

Следует отметить, что многие выводы, к которым пришел известный ученый, весьма актуальны для современного этапа жизни российского общества.

В частности, на ставший в российской истории традиционным вопрос «Что делать?» П.А. Сорокин отвечал: «…Для тех, кто еще не упал духом, кто еще сохранил любовь к родине, кто еще считает своим долгом бороться за свободу, ответ один: нужно Россию строить заново. Процесс разложения докатился до своего предела. Будут еще ужасы, будут еще небывалые потрясения, будут и голод, и убийства, и погромы, и варварства, все это будет еще, и жертв, невинных жертв падет еще много, но все это будет не новостью. Все это явится последними «эффективными» взрывами разваливающейся и горящей России, все это будет смертными вздохами безнадежного больного. Пройдут эти последние валы, разрушение дойдет до конца - и настанет тишина, мертвая тишина на пепелище России. И тогда встанет великая задача: из обломков старой России нужно будет строить новую Россию, новую родину. К этой задаче нужно готовиться»[6].

В известной степени данный прогноз оказался созвучен и судьбе отечественной социологии в последующие годы….



Автор – профессор Н.Г. Осипова



[1] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М., 2003. Т. 1. С. 629.
[2] Смотри об этом: Гальперин С.И. Обзор социологической литературы за 1901 год. Екатеринославль, 1902.
[3] Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 60 - 62.
[4] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[5] Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.
[6] Сорокин П.А. Существует ли единая Россия? // Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000. С. 205.