Кафедра экономической социологии и маркетинга

Назад к списку кафедр

КООРДИНАТЫ КАФЕДРЫ:
119991, ГСП-1, Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д.1 стр.51, 1 учебный корпус, 11 этаж, ком. 1147/1148

КОНТАКТЫ:
ТЕЛЕФОН: (495) 939-15-79
E-MAIL: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ: Основа современной кафедры экономической социологии и маркетинга была заложена в 1989 году с образованием кафедры социологии труда и трудовых коллективов. За более чем, двадцатилетнюю историю (кафедра является одной из пяти старейших кафедр социологического факультета) она пережила три реорганизации, которые были обусловлены, с одной стороны, динамичным изменением социологической науки на рубеже ХХ – ХХI веков, а с другой – были сопряжены с изменением политики социологического факультета по открытию новых специальностей, усовершенствованию действующих учебных планов и программ подготовки специалиста-социолога в ответ на изменения структуры спроса на рынке труда и рынке образовательных услуг России.

В момент своего создания кафедра социологии труда и трудовых коллективов под руководством первого заведующего кафедрой профессора Н. И. Дряхлова (1989–1996) объединила ведущих представителей научного сообщества с философского и экономического факультетов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, занимавшихся проблематикой социально-трудовых отношений, что позволило ей внести значительный вклад в институционализацию социологии труда в России. Профессорско-преподавательским составом кафедры были разработаны и внедрены в учебный процесс основной курс по социологии труда, спецкурсы и спецсеминары, многие из которых востребованы до сих пор, были выпущены в свет одни из первых в России учебников и учебных пособий по социологии труда. Фактически в этот период были сформированы приоритетные для кафедры направления исследования в рамках социологии труда: отраслевое и региональное разделение труда, изучение профессий и профессиональной структуры общества, рынка труда и занятости, социально-трудовых отношений, трудовых конфликтов, трудового поведения и социальных механизмов его регуляции и др., которые коллектив кафедры развивает до сих пор. Следует отметить, что в настоящий момент данная проблематика не только не потеряла своей актуальности, а стала еще более востребованной в связи с модернизацией трудовой сферы в современных условиях.

Второе преобразование кафедры проводилось под руководством профессора А. С. Панкратова (1996 -2004) и было связано с объединением существующих в структуре социологического факультета кафедр экономической социологии и социологии труда в 1999 году и образованием единой кафедры экономической социологии и социологии труда. Такое объединение было вызвано становлением и развитием новой отрасли социологического знания – экономической социологии, которая в современных условиях в силу более широкого подхода интегрирует в себе основные направления исследования, традиционно до этого относившиеся к социологии труда.

Реорганизация кафедры экономической социологии и социологии труда в этот период дала возможность ей стать одним из ведущих центров, занимающихся экономико-социологической проблематикой, внести вклад в развитие как теории и методологии экономической социологии, так и в разработку таких актуальных проблем, как исследование трансформации собственности в современной России и ее социально-экономических последствий, изучение неформальной экономики, влияния государства на развитие экономики и общества, как в развитых странах, так и в странах с транзитивной экономикой.

Третья реорганизация (в кафедру экономической социологии и маркетинга) проводилась под руководством доктора экономических наук, профессора Исправниковой Наталии Револьдовны (возглавляет кафедру с 2004 года) в 2005 году и вызвана несколькими причинами. Во-первых, необходимостью вдохнуть новый импульс в развитие кафедры, более полно использовать ее кадровый потенциал. Во-вторых, стало следствием того, что современная российская экономика испытывает необходимость в специалистах, способных разрабатывать и реализовывать аналитические, стратегические и управленческие задачи для обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия на основе гармонизации интересов потребителей, предприятия и общества в целом в условиях конкурентной среды, что невозможно сделать без ориентации содержания программы обучения такого специалиста на маркетинг как интегрированную социально-экономическую дисциплину.

Именно это предопределило необходимость открытия на базе социологического факультета новой специальности – «маркетолог», в качестве ведущей кафедры по этой специальности была выбрана кафедра экономической социологии и маркетинга. В 2005 году коллектив кафедры принял участие в разработке и дальнейшей реализации учебного плана по специальности 061500 «Маркетинг». В период с 2005 по 2015 выпущено 6 выпусков маркетологов-специалистов.

Начиная с сентября 2013 года, кафедра активно включилась в реализацию инновационной для российского рынка образования программы подготовки менеджеров с профилем «Маркетинг». Данная программа обучения является уникальной среди всех образовательных программ менеджеров в МГУ. Целью реализации программы является подготовка нового поколения менеджеров, квалифицированно развивающих маркетинговую ориентацию компаний в соответствии с запросами бизнес-среды, способных разрабатывать и реализовывать на практике маркетинговые стратегии, направленные на повышение результативности бизнеса.

Внедрение новых специальностей способствовало и тому, что коллектив кафедры в научном и учебно-методическом плане стал быстрее реагировать на существенное расширение поля своего базового направления - экономической социологии.

В настоящий момент главной целью кафедры является подготовка квалифицированных эконом-социологов, социологов-маркетологов и маркетологов, обладающих способностями и компетенциями быстро и эффективно решать конкретные социальные проблемы в различных областях экономики и управления, умеющих применять различные социологические инструменты и методы при решении возникающих перед организациями практических проблем, обладающих возможностью гибкой переквалификации в соответствии с изменениями структуры спроса на рынке труда.

СОТРУДНИКИ КАФЕДРЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

УЧЕБНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ
УЧЕБНЫЕ ДИСИПЛИНЫ КАФЕДРЫ

БАКАЛАВРИАТ

Направление 040100.62 – «Социология».

Направление 080200.62 «Менеджмент» профиль «Маркетинг»

МАГИСТРАТУРА

Направление 040100.62 – «Социология».

СПЕЦИАЛИТЕТ

Специальность 020300 «Социология».

Специальность 061500 «Маркетинг».

Специальность «Менеджмент организации».

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Специальность 061500 «Маркетинг»
Направление 080200.62 «Менеджмент» профиль «Маркетинг»

ГРАФИКИ ЗАЩИТ
Курсовые проекты
Дипломные проекты

ПРАКТИКИ

Специальность 061500 «Маркетинг».
Экономическая практика
Производственная практика
Преддипломная практика

Направление 080200.62 «Менеджмент» профиль «Маркетинг»
Учебная практика
Производственная практика

НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

В настоящее время сотрудники кафедры работают над темой «Модернизация социально-экономических систем и институтов» (№ госрегистрации 01201463287) в рамках приоритетного направления научных исследований факультета «Социология российского общества». В процессе исследований модернизации социально-экономической системы России проведен комплексный анализ институциональных препятствий и ограничений реализации проекта новой индустриализации и опубликованы следующие монографии: Исправникова Н.Р. Пирамиды упущенных возможностей (российская версия "капитализма для своих"). - М.: Академический проект, 2014. 10,75 п.л. (в соавт. Добреньков В.И.); Исправникова Н.Р. Инновационная модель экономического роста: новая индустриализация. – М.: Университетская книга, 2014. 6 п.л.; Колодезникова И.В. Возрастание роли женщин в современной экономике. LAP Lambert Academic Publishing. 2014. 7 п.л.; Кузнецова И.В. Предпринимательство как социально-экономическое явление. М.: Университетская книга, 2014. 9,7 п.л. В рамках разработки темы «Коррупция в развитых западных странах: США, Великобритания, Германия, Франция, Япония» были опубликованы брошюры «Мошеннические и экономические преступные деяния в Италии»/ Верховин В.И. / Аналитический обзор. Часть 1. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2013. и «Мошеннические, экономические и финансовые преступные деяния во Франции» / Верховин В.И., Осипова М.А. Аналитический обзор. Часть 3. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2013. 73 с.

Профессорско-преподавательский состав кафедры публикует свои статьи в высокорейтинговых научных журналах. Зав. кафедрой, профессор Исправникова Н.Р. в соавторстве с профессором Добреньковым В.И. опубликовала статью «Российская версия «капитализма дл своих»: есть ли выход из тупика?» в журнале «Вестник московского университета», серия 18 «Социология и политология» (2013г.), статью «Основные варианты легализации олигархической собственности в сетевой структуре крупного бизнеса» в журнале «Инновации и инвестиции» (2014г.).

Преподаватели и сотрудники ежегодно организуют работу секции «Экономическая социология и маркетинг» в рамках ежегодных конференций «Ломоносовские чтения» и «Сорокинские чтения». Они выступают с докладами на международных научных конференциях. В частности на Седьмой международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие» выступили с докладами профессор Осеев А.А. «Инновационные технологии в подборе кадров при использовании дистанционных методов обучения персонала» и доцент Кузнецова И.В. «Развитие социально-ориентированного предпринимательства в России».

Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает участие в работе диссертационных советов. Зав. кафедрой Исправникова Н.Р. является председателем диссертационного совета Д 501.001.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Диссертационный совет принимает к защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук, на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям 22.00.03 – экономическая социология и демография и 22.00.08 – социология управления. В работе совета принимают участие профессора кафедры Верховин В.И. и Осеев А.А. Обязанности ученого секретаря диссертационного совета исполняет доцент Кузнецова И.В.

Профессорами кафедры осуществляется подготовка научных кадров по направлению экономическая социология в рамках аспирантуры и докторантуры социологического факультета. Сейчас под их руководством 9 аспирантов ведут научные исследования и готовят диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Ассистент кафедры Химилонова Ирина Вячеславовна и младший научный сотрудник Юданова Ксения Олеговна заканчивают работу над кандидатскими диссертациями. Преподаватели и сотрудники имеют многочисленные публикации в авторитетных научных изданиях.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ТЕМ КАФЕДРЫ:
1. Методологические, методические и практические проблемы экономической социологии.
2. Социологический анализ экономических институтов.
3. Социально-экономические системы: противоречие, кризисы, реформирование, модернизация
4. Неформальная экономика: сущность, причины развития, принципы сегментирования. Неформальная экономика России и зарубежных стран.
5. Влияние государства на развитие экономики и общества, как в развитых странах, так и в странах с транзитивной экономикой.
6. Социально-экономическая дифференциация. Бедность.
7. Модели социально-экономического развития.
8. Социальный капитал и доверие.
9. Социология потребления.
10. Социология маркетинга.
11. Система социального маркетинга.
12. Социология предпринимательства.
13. Социология страхового и фондового рынков.
14. Социология банковской системы.
15. Региональная экономическая социология.
16. Социально-экономические последствия трансформации собственности.
17. Социология рыночных реформ в России.
18. Социология труда: отраслевое и региональное разделение труда, профессии и профессиональная структура общества. Современные направления социологии труда.
19. Типы и виды социально-трудовых отношений. Социальное партнерство.
20. Экономические и трудовые конфликты. Методы разрешения трудовых конфликтов.
21. Структура, функции трудового поведения и социальные механизмы его регуляции.
22. Кадровый менеджмент в трудовых организациях.
23. Рынок труда и занятость. Национальные модели рынка труда. Становление и развитие российского рынка труда.
24. Экономическое поведение на рынке труда.
25. Культура и хозяйство.

СБОРНИКИ НАУЧНЫХ РАБОТ
Кафедра экономической социологии и маркетинга ежегодно публикует сборник научных статей студентов, аспирантов и преподавателей Социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова «Актуальные проблемы экономической социологии и маркетинга». Тематика статей раскрывает вопросы теории, методологии и анализа одной из самых привлекательных отраслей социологического знания — экономической социологии. Сборник представляет интерес для широкого круга читателей, прежде всего научных работников, аспирантов, студентов, занимающихся проблемами, находящихся на стыке социологии и экономики. На сегодняшний день было опубликовано 16 выпусков сборника.

АСПИРАНТУРА
В настоящее время под руководством преподавателей кафедры экономической социологии и маркетинга в аспирантуре социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова обучаются 9 аспирантов.

№№ ФИО Научный руководитель Тема диссертационной работы
1 год обучения
1 Дудуева Фариза Арсланбековна Д.с.н., проф. Осеев А.А. Методы минимизации этно-социальных конфликтов на российском рынке труда
2 Илларионова Наталия Геннадьевна Д.с.н., проф. Осеев А.А. Социальный портрет руководителя государственной службы высшего и среднего звена
3 Пыстогова Екатерина Александровна Д.э.н., проф. Исправникова Н.Р. Социально-экономические факторы качества жизни в регионах России
4 Шаркова Галина Николаевна Д.э.н., проф. Исправникова Н.Р. Социально-экономические особенности развития сферы туризма в современной России
2 год обучения
5

Мотовилов Сергей

Владимирович

Д.с.н., проф. Верховин В.И. Критерии социальной эффективности менеджмента организации в условиях рыночной конъюнктуры
6 Черезова Алина Сергеевна Д.э.н.,проф.Исправникова Н.Р. Социальные основы рынка труда в экономике инноваций
7 Шкатова Анна Александровна Д.с.н., проф. Верховин В.И. Сетевая структура российской корпоративной культуры: факторы возникновения и эволюции
8 Юданова Ксения Олеговна Д.э.н.,проф.Исправникова Н.Р. Социальные условия воспроизводства населения: проблема бедности
3 год обучения
9 Бакланцева Людмила Анатольевна Д.э.н.,проф.Исправникова Н.Р. Обеспечение продовольственной безопасности населения в условиях вступления России в ВТО